Originally published at Психологический проект Михаила Баева. You can comment here or there.
Когда художник пишет картину, он не имеет возможности передать нам вербально слова ее персонажа. Он передает нам информацию другими способами, в том числе при помощи жестов. Задумывались ли вы над смыслом этих жестов или рассматривали их как дань некой традиции?
Филипп де Шампень, Сцена из жизни св. Бенедикта Нурсийского (Чудо с чашей отравленного вина), XVII век, фрагмент
Мастер Тюизонского алтаря, Въезд Христа в Иерусалим, XV век
Удивительно, но история этого жеста, используемого в западной христианской живописи, очень древняя. Он встречается на произведениях дохристианского искусства, например, на греческом кратере конца IV века до нашей эры и руке-амулете, найденной во время раскопок в Помпеях. Этот древний жест, получивший название Mano Pantea — “рука всех богов” — использовался как жест защиты от дурного глаза. Позднее, у христиан, он получил новое значение — жест благословения.
Дворец Аида, фрагмент изображения на кратере, конец IV века до нашей эры, carolemage
Mano Pantea («рука всех богов»), амулет, Помпеи, I век нашей эры
Фрагмент мозаики, VI век, Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна
Как христиане стали использовать римские жесты?
В 313 году император Константин I подписал Миланский эдикт, позволивший христианам свободно практиковать свою религию. В христианскую иконографию стали широко входить жесты. По какому принципу они отбирались? Христиане обратились к тому, что было ближе всего и знакомо – к римским риторическим традициям. Римские ораторы считали что при помощи жестов и языка тела они напрямую обращаются к эмоциям аудитории. Традиции использования жестов в ораторском искусстве не могли не отразиться в искусстве изобразительном.
Для использования в иконографии было выбрано несколько жестов. В риторике все они четко привязывались к стадиям юридической речи – началу, рассказу и аргументации, а в иконографии, соответственно, каждый такой жест подчеркивал, какого характера сообщение несет изображение.
Квинтиллиан, автор “Риторических наставлений”, древнеримского руководства по ораторскому искусству, оставил описание таких жестов.
Жест начала рассказа, введения — безымянный палец касается большого, остальные разогнуты. Этим жестом начинали речь, при этом рука должна была двигаться вперед. Обратите внимание, что использование подобного жеста в сюжете “Иоанна Предтечи” абсолютно оправдано — ангел предваряет приход Христа, начало чего-то нового.
Иоанн Предтеча — Ангел пустыни, со сценами жития, последняя треть XIX века
Более весомый жест, применяемый в аргументации – средний и безымянный пальцы согнуты, большой прикрывает их. Жест сильный. Апостол Павел, демонстрируя его, отстаивает свою веру:
Петр и Павел, XII-XII века, фрагмент
Жест, которому посвящена наша статья, в риторике имеет значение “я говорю”. Интересно что таких жестов не один, а два. Отличаются они тем, что в одном случае большой палец вытянут, а в другом согнут. В христианской иконографии первым стал применяться совсем не жест “руки всех богов”, а классический “двуперстный” жест с согнутым большим пальцем. Его мы видим на самом первом исторически известном изображении Святой Троицы:
Dogmatic Sarcophagus, саркофаг Троицы, 340 год
И через одиннадцать веков на картине Леонардо да Винчи:
Леонардо да Винчи, Мадонна в скалах, 1483—1486
Такой же жест демонстрирует Плоцкий архиепископ Александр, предполагаемый заказчик Магдебургских ворот.
Магдебургские ворота, фрагмент, Софийский собор, Новгород Великий
В различном контексте жест может читаться по разному — от благословения до “я несу слово божье” (свиток или книга в руке символизируют письменное слово христианских догматов, а жест — слово).
Святой Николай, Византия, X-XI века
В 451 году Четвертый Вселенский собор осудил монофизитов (сторонников божественной природы Христа как единственной) и принял догмат об одновременной природе Христа как бога и человека. Двуперстный жест очень подходил для олицетворения двойной природы Христа.
Развитие теологии и искусства привело к углублению толкования знаков и жестов. Постепенно двуперстный жест стал уступать место трем разогнутым и двум согнутым пальцам. Три разогнутых пальца стали символизировать Святую Троицу, а два согнутых — природу Христа как бога и человека. Очень сложно сказать случайно ли совпадение формы этого жеста с новым толкованием с жестом “руки всех богов”. В историческом анализе жестикуляции часто приходится видеть как старый жест наполняется новым смыслом.
Альбрехт Дюрер, Salvator Mundi, 1504
С разделением церквей на греческую православную и римскую католическую католики стали придерживаться трехпальцевого жеста (и используют его до нашего времени, именно так благословляют все римские папы), а греческая жестикуляция стала постепенно изменяться.
Пий XI, собор Святого Петра
Греки стали пользоваться жестом, появившимся из аббревиатуры имени Христа. Указательный палец вытянут – буква I, средний согнут в форме буквы С, безымянный и большой перекрещиваются в форме буквы Х, а мизинец, как и средний, сгибается в форме буквы С. Вместе рука создает аббревиатуру IC XC, получившую название христограммы.
Христограмма, описание, «Скрижаль», 1656 год
Илья Пророк, начало XV века
После церковного раскола в России двуперстный жест сохранился только у старообрядцев.
Суриков В.И., «Боярыня Морозова», 1887 год, фрагмент
На иконе, поднесенной Петру I при возвращении из победоносного Азовского похода, младенец Христос демонстрирует трехпальцевый жест. Живописец изменением одного жеста показывает стремление Петра к классической западной культуре.
Богоматерь Черниговская-Ильинская, 1696 год, фрагмент
Любые жесты, которые мы видим на картинах, имеют древний символическое смысл, часто меняющийся во времени. Художник передает нам информацию, которую мы можем прочитать только понимая значение жестов.
Литература:
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. Москва, 1978
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство // Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX веков. Москва, 1996
Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия, сборник статей под ред. М.М. Красилина. Москва, 2001.
Скрижаль. – М. : Печатный дв., 2 . VI . 1656. http://dlib.rsl.ru/viewer/01003343928#?page=462
Constantino 313 d.C., Electa, Milano, 2012
The Evil Eye, by Frederick Thomas Elworthy, 1895
Fritz Graf, “Gestures and Conventions: The Gestures of Roman Actors and Orators,” in A Cultural History of Gesture (ed. J. Bremmer and H. Roodenburg; Ithaca: Cornell University Press, 1986), 36-58.
The Glory of Byzantium. Art and Culture of the Middle Byzantine Era A.D. 843 — 1261. The Metropolitan Museum of Art. New York, 1997
Quintilian: Institutio Oratoria, английский перевод Loeb edition, 1920‑1922, http://penelope.uchicago.edu/Thayer/e/roman/texts/quintilian/institutio_oratoria/home.html