Текст, конечно, развивает воображение (как говорят), но если хочешь узнать, а не придумать, как всё было, всё-таки лучше картинки. Мужская баня, скажем, в Исфахане, 1550-1560 гг. Можно нажать для увеличения.
1. Вот состоятельный юноша только что приехал, заходит в баню. Подмышкой у него сверток с чистой одеждой. Слуга привязывает коня, покрытого богато расшитой попоной. Заметим, что повествование ведется слева направо (по часовой стрелке), в отличие от текста, который читается справа налево.
2. От входной двери коридор ведет в раздевалку-предбанник -- большое помещение со сводчатым потолком. В этой комнате можно было выпить чаю, покурить, обменяться новостями. Здесь же устраивались "парти".
3. Стены предбанника украшались изображениями животных и птиц; у стен стояли деревянные или каменные скамьи, покрытые "дорожками" и коврами. Там же висели полотенца и ведерки для ополаскивания.
4. В центре это фрагмента -- одежда и тюрбан одного из богатых посетителей. Она сложена в тюк, такой же, как мы уже видели у входящего в баню молодого человека. Одежду охраняет слуга в красном (слева). Прямо за спиной у него -- ещё одна кипа одежды, но уже бедной: синяя рубашка с длинными рукавами и коричневая шапочка дервиша-суфия (коричневый цвет -- традиционный цвет одежды дервишей). Справа слуга помогает своему хозяину одеться. На втором плане, в центре, ещё один слуга чистит обувь.
5. Одежду снимали, но в бане мылись не голые, обматывались полотенцем от пояса и ниже. Обувь оставляли в "ящичках", здесь они хорошо видны. Справа сидящему посетителю банщик предлагает воду обмыть ноги. Ещё правее мужчина с сыном на руках уже разделся, обмотал себя и ребёнка, как положено, полотенцами, и направляется в банное отделение.
6. А вот что происходит слева, мне не очень понятно. Было высказано предположение, что это ложка и, возможно, какая-то еда, но я сомневаюсь. Это самое начало "банного пути", человек только что вошёл, ещё в одежде, в предбаннике. Прежде чем он сможет пройти в банное отделение, он должен сходить в туалет, а затем удалить волосы в известной области -- спереди и сзади. Для этого используется либо воск, либо довольно едкий крем, выводящий волосы, который нужно смыть с мылом, как только волосы начинают вылезать, иначе можно получить ожог. Мне кажется, что банщик как раз предлагает инструменты для этой процедуры, но это лишь предположение. Возможно, это какие-то другие инструменты. Может быть, кто-то живет в тех краях (а края эти очень обширны -- от Узбекистана до Индии и Турции) и возможно, подскажет.
7. Обмотанный полотенцем, облегчившийся и безволосый в нужных местах посетитель быстро спускается в парилку (дверь справа) и окунается в бассейн, в том числе, чтобы смыть с себя остатки едкого крема (слева). Справа банщик в "униформе" -- желтом кафтанчике, такого же в желтом видим в предбаннике. Банщики разделялись по функциям: брадобреи, косметологи (удаляли волосы), истопники, колористы (красили волосы и бороды), гардеробщики, кровопускатели, официанты, массажисты и т.д.
8. Центральная часть выложена горячими изразцами, банщик плескает на них воду для пара. Расстилалось полотенце, на которое ложился клиент, под голову ему клали ещё одно полотенце, и начинался первый массаж. Но на этой картинке посетитель (справа) просто удобно облокотился на массажиста. Здесь же луффой терли ступни и специальной перчаткой-мочалкой -- тело. На картинке перчатка зелёного цвета, а за поясом у банщика, по-видимому, те же два предмета, которые нам уже встречались в предбаннике: один ложкообразной формы, другой, как длинная дощечка.
9. Часть банного ритуала -- мытье волос и бороды, после чего их красили хной, сушили и брили. Юноши часто оставляли длинные пряди волос, идущие от ушей и прядь на темени. Носившие тюрбаны брились наголо. Те же два предмета за поясом у брадобрея, т.е. это стандартный набор. (Придется докопаться, что это.)
10. Наконец, наверху прачечная при бане.
Вроде бы все... Сюжет совсем потерялся в этой "малоголландской" жанровой сценке, но пересказывать его я не буду, т.к. пост не об этом. Намекну только, что это рассказ о старом дервише и прекрасном юноше, чья одежда, лежащая в предбаннике, уже упоминалась. На картинке дервиш собирает с пола обритые волосы юноши. Версию на русском не нашла, на английском имеется.
Источники:
1. Folio from the Silsilat al-dhahab (Chain of gold) in the Haft awrang (Seven thrones) by Jami. Freer/Sackler, Smithsonian, Washington, D.C. (Джами, "Золотая цепь" из сборника "Семь тронов")
2. Encyclopaedia Iranica, Bathhouses
3. Marianna Shreve Simpson with contributions by Dr. Massumeh Farhad. Sultan Ibrahim Mirza's Haft Awrang: A Princely Manuscript from Sixteenth-Century Iran. Washington and New Haven. 70, pp. 77, 106-111, fig. 56, 71.
5. Одежду снимали, но в бане мылись не голые, обматывались полотенцем от пояса и ниже. Обувь оставляли в "ящичках", здесь они хорошо видны. Справа сидящему посетителю банщик предлагает воду обмыть ноги. Ещё правее мужчина с сыном на руках уже разделся, обмотал себя и ребёнка, как положено, полотенцами, и направляется в банное отделение.
6. А вот что происходит слева, мне не очень понятно. Было высказано предположение, что это ложка и, возможно, какая-то еда, но я сомневаюсь. Это самое начало "банного пути", человек только что вошёл, ещё в одежде, в предбаннике. Прежде чем он сможет пройти в банное отделение, он должен сходить в туалет, а затем удалить волосы в известной области -- спереди и сзади. Для этого используется либо воск, либо довольно едкий крем, выводящий волосы, который нужно смыть с мылом, как только волосы начинают вылезать, иначе можно получить ожог. Мне кажется, что банщик как раз предлагает инструменты для этой процедуры, но это лишь предположение. Возможно, это какие-то другие инструменты. Может быть, кто-то живет в тех краях (а края эти очень обширны -- от Узбекистана до Индии и Турции) и возможно, подскажет.
7. Обмотанный полотенцем, облегчившийся и безволосый в нужных местах посетитель быстро спускается в парилку (дверь справа) и окунается в бассейн, в том числе, чтобы смыть с себя остатки едкого крема (слева). Справа банщик в "униформе" -- желтом кафтанчике, такого же в желтом видим в предбаннике. Банщики разделялись по функциям: брадобреи, косметологи (удаляли волосы), истопники, колористы (красили волосы и бороды), гардеробщики, кровопускатели, официанты, массажисты и т.д.
8. Центральная часть выложена горячими изразцами, банщик плескает на них воду для пара. Расстилалось полотенце, на которое ложился клиент, под голову ему клали ещё одно полотенце, и начинался первый массаж. Но на этой картинке посетитель (справа) просто удобно облокотился на массажиста. Здесь же луффой терли ступни и специальной перчаткой-мочалкой -- тело. На картинке перчатка зелёного цвета, а за поясом у банщика, по-видимому, те же два предмета, которые нам уже встречались в предбаннике: один ложкообразной формы, другой, как длинная дощечка.
9. Часть банного ритуала -- мытье волос и бороды, после чего их красили хной, сушили и брили. Юноши часто оставляли длинные пряди волос, идущие от ушей и прядь на темени. Носившие тюрбаны брились наголо. Те же два предмета за поясом у брадобрея, т.е. это стандартный набор. (Придется докопаться, что это.)
10. Наконец, наверху прачечная при бане.
Вроде бы все... Сюжет совсем потерялся в этой "малоголландской" жанровой сценке, но пересказывать его я не буду, т.к. пост не об этом. Намекну только, что это рассказ о старом дервише и прекрасном юноше, чья одежда, лежащая в предбаннике, уже упоминалась. На картинке дервиш собирает с пола обритые волосы юноши. Версию на русском не нашла, на английском имеется.
Источники:
1. Folio from the Silsilat al-dhahab (Chain of gold) in the Haft awrang (Seven thrones) by Jami. Freer/Sackler, Smithsonian, Washington, D.C. (Джами, "Золотая цепь" из сборника "Семь тронов")
2. Encyclopaedia Iranica, Bathhouses
3. Marianna Shreve Simpson with contributions by Dr. Massumeh Farhad. Sultan Ibrahim Mirza's Haft Awrang: A Princely Manuscript from Sixteenth-Century Iran. Washington and New Haven. 70, pp. 77, 106-111, fig. 56, 71.