lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому (lilac2012) wrote,
lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому
lilac2012

Categories:

Хаим Сутин. Ретроспектива в Москве

Ранее Сутин - https://lilac2012.livejournal.com/138588.html

Оригинал взят у gorbutovich в Хаим Сутин. Ретроспектива в Москве
Must See

Этой картины на выставке нет. Хаим Сутин. Автопортрет. Около 1918. Фрагмент / Chaïm Soutine. Self Portrait. Ca. 1918. Oil on canvas. 54.6 x 45.7 cm. The Henry and Rose Pearlman Foundation, USA. Source

В Пушкинском музее 24 октября 2017 открылась выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива». В экспозиции более 60 произведений, в том числе 20 картин – из Музея Оранжери, Париж. Кроме картин самого Сутина, показываются работы старых мастеров, оказавших влияние на Сутина, а также произведения современных художников, вдохновленных его полотнами, таких как Марк Ротко, Джексон Поллок, Вилемм де Кунинг, Франк Ауэрбах.

Хаим Сутин – важный и яркий представитель так называемой Парижской школы /Ecole de Paris. Родился он в Российской империи на границе современных Белоруссии и Литвы, но на родине его имя долгое время было известно не сильно. Относительно фактов биографии Сутина: даты его рождения (1893/1894), времени приезда в Париж (1912/1913) и других существуют различные версии. Исследователи знают о художнике не так уж много. Сутин был интравертом, он не оставил после себя дневников, лишь немного писем. Зачастую данные о жизни художника – легендарные. Его работы сложно датировать, специалисты датируют в основном по стилистике, но это не дает точности.


2.

Хаим Сутин (1894-1943). Автопортрет. Около 1920-1921 гг. Холст, масло. 54,0x30,5 см. Поступил в 1997 г. Приобретен у фирмы "Джулиан M. Барран" в Лондоне. Инвентарный номер: ГЭ-10599. Государственный Эрмитаж. Source

Хаим Соломонович Сутин – из бедной еврейской семьи, он десятый ребенок из одиннадцати, его отец – штопальщик или портной.


3.

Chaïm Soutine. Le Poulet plumé. Vers 1925. Huile sur toile. 67 x 40. RF 1963-93. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

Когда Хаим приехал в Париж в возрасте 20 лет у него уже была язва, от которой художник страдал всю жизнь и она же стала причиной его смерти.


4.

Chaim Soutine. Still LIfe with Herrings. Circa 1916. Oil on canvas. 64.5 x 48.6 cm. Private collection. Galerie Larock-Granoff, Paris. via

Характер Хаима Сутина – нервный и взрывной. Он часто рвал свои полотна, которыми был недоволен.


5.

Рыба и помидоры. Около 1924. Частная коллекции / Chaïm Soutine (1893-1943). Poissons et tomates. Painted circa 1924. Oil on canvas. 61 x 81.3 cm. Estimate 1,200,000 — 1,800,000. GBP. LOT SOLD. 2,729,250 GBP. Sotheby's. Source. Фотография этой работы в экспозиции выставки

С живописью он взаимодействовал буквально физически: краску часто накладывал пальцами. Писал сразу красками, практически всегда без подготовительного рисунка.


6.

Хаим Сутин. Гладиолусы. Около 1919. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Glaïeuls. Vers 1919. Huile sur toile. 56 x 46. RF 1963-95. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

Хаим Сутин (1893-1943) родился в еврейском местечке Смиловичи близ Минска. Учился в Вильно, а с 1913 года обосновался в Париже, где сначала поселился в знаменитой коммуне художников «Улей». Затем, в 1915, познакомился и сблизился с Амедео Модильяни, который принял активное участие в жизни своего товарища.


7.

Служка (Мальчик из хора). Около 1927-1928. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Enfant de chœur. Vers 1927-1928. Huile sur toile. 63.5 x 50. RF 1963-96. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

Обосновавшись в Париже, Сутин некоторое время посещал мастерскую Фернана Кормона в Школе изящных искусств, но потом оставил ее. Главным его учителем стал Лувр, а проводником по Лувру – Модильяни. Жил Сутин в бедности, подрабатывал носильщиком на вокзале, разнорабочим, декоратором на автомобильном салоне.


8.

Леопольд Зборовский на фоне двери, на которой написан портрет Сутина кисти Модильяни. Фотограф Амедео Модильяни (если сокуратор выставки Клэр Бернарди правильно мною понята). Фотографии на выставке нет / Leopold Zborowski, dealer of Amedeo Modigliani. Image from the apartment placed in Rue Joseph Bara nº3 in Paris, in front of the door with Soutine painted by Modigliani. Circa 1918 (lower part is lost, upper in Private collection). via

В 1916 галерист Леопольд Зборовский по настойчивому совету Модильяни стал дилером Сутина. В 1918 Сутин вместе с Модильяни совершил поездку в Ванс и Кань-сюр-Мер, на юге Франции.


9.

Мужской портрет (Эмиль Лежён). Около 1922-1923. Оранжери / Chaïm Soutine. Portrait d’homme (Émile Lejeune). Vers 1922. Huile sur toile. 55.5 x 46.5. RF 1963-94. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

С 1919 несколько лет жил недалеко от испанской границы в Сере, написал там более двухсот картин. Возвратившись в Париж в 1922, большую их часть уничтожил.


10-11.

10. Хаим Сутин. Заяц. 1923-1924. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. Le Lapin. 1923-1924. Huile sur toile. 73 x 36. RF 1963-90. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

11. Жан Батист Симеон Шарден. Мертвый заяц. Около 1730. Лувр / Jean-Siméon Chardin (1699-1779). Lièvre mort avec poire à poudre et gibecière. Vers 1730. 0,98 x 0,77 m. R.F. 1979-55. Musée du Louvre. Снимок с выставки в ГМИИ: кадрирование фотографии: Максим Стулов, Ведомости. Source. Репродукция Лувра


В 1923-1925 все сильнее увлекался искусством старых мастеров, воспроизводил образы Шардена и Рембрандта, которые видел в Лувре. В 1925 во время посещения Риксмузеума в Амстердаме был очарован «Еврейской невестой» Рембрандта.


12.

Chaïm Soutine. Le Petit Pâtissier. 1922-1923. Huile sur toile. 73 x 54. RF 1963-98. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Thierry Le Mage. Source

1923 год стал переломным в жизни Сутина. Филадельфийский коллекционер и меценат Альберт Барнс впервые увидел картины живописца. Под сильнейшим впечатлением от «Портрета кондитера» Барнс воскликнул: «Этого художника я искал всю жизнь!»


13.

Невеста. Около 1923. Музей Оранжери / Chaïm Soutine. La Fiancée. Vers 1923. Huile sur toile. 81 x 46. RF 1960-51. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

У Лео Зборовского, работавшего с Сутиным, коллекционер купил 52 работы. В этом же году они были показаны сначала на выставке в Париже, а затем в Академии изящных искусств Пенсильвании. Благодаря Барнсу к Сутину пришли всеобщее признание и материальное благополучие.


14.

Хаим Сутин. Зеленое платье /Женщина в зеленом. 1920-1921. Холст, масло. 91,7×60. Музей Искусства Авангарда, Москва. Source

В 1927 в галерее Henri Bing в Париже состоялась первая персональная выставка Сутина. В 1928 в издательстве Le Triangle вышла монография о художнике Вальдемара Жоржа.


15.

Хаим Соломонович Сутин. Красная лестница в Кань. 1923-1924. Холст, масло. 73 × 54 cm. Музей Искусства Авангарда, Москва. Source. Original (2630 x 3543)

После смерти Зборовского в 1932 патроном и главным собирателем картин Сутина стали Мадлен и Марселен Кастэн.


16.

Белый дом. Около 1918 или 1933(?). Музей Оранжери / Chaïm Soutine. La Maison blanche. Vers 1918 [1933 ?]. Huile sur toile. 65 x 50. RF 1963-92. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

В 1930-1935 Сутин проводил с ними лето в Леве, близ Шартра. Писал картины по мотивам работ Рембрандта, Коро, Курбе. Участвовал в выставках русских художников в парижских галереях.


17.

Хаим Сутин. Пейзаж в Кань. 1924-1925. Холст, масло. 54 × 65.1 cm. Музей Искусства Авангарда, Москва. Source

В 1930 его работы демонстрировались на выставке русского искусства в Белграде, в 1937 – на выставке «Мастера независимого искусства 1895-1937» в парижском Пти Пале. В 1935 персональная выставка состоялась в Arts Club в Чикаго, в 1937 – выставка в Лондоне в галерее в Leicester.


18.

Chaïm Soutine. Les Maisons. 1920-1921. Huile sur toile. 58 x 92. RF 1960-49. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source. Photographie numérique: via. Original (4354 x 2609). Работа на сайте Оранжери

Сутин стал одним из ведущих персонажей европейской художественной сцены 1920-1930-х годов, а его имя упоминалось в одном ряду с Пикассо и Матиссом.


19.

Хаим Сутин. Молодая англичанка. 1934. Оранжери / Chaïm Soutine. La Jeune Anglaise. Vers 1934. Huile sur toile. 46 x 55. RF 1963-97. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source. Photographie numérique: via. Работа на сайте Оранжери

В начале Второй мировой войны пытался уйти добровольцем на фронт, но был отклонен по состоянию здоровья. Приглашением эмигрировать в США не воспользовался, первые месяцы оккупации провел в Париже. В 1941 в Смиловичском гетто погибли родители Сутина.


20.

Хаим Сутин. Натюрморт со скатом. 1923-1924. Холст, масло. 91.4 × 81.3 cm. Музей Искусства Авангарда, Москва. Source

С 1941 по поддельным документам Сутин жил у друзей в деревне близ Шинона в зоне Виши. Писал пейзажи, портреты, животных на ферме. Тайно приезжал в Париж.


21.

Хаим Сутин. Освежеванная туша. Ок. 1924. Холст, масло. 128.9 × 74.6 cm. Музей Искусства Авангарда, Москва. Source

После приступа язвы желудка, мучившей художника в последние годы, его тайком перевезли в Париж, но дорога была слишком долгой и мучительной. Умер в госпитале от перитонита после операции. 


22.

Chaïm Soutine. Le Dindon. Vers 1925. Huile sur toile. 80 x 65. RF 1963-81. © RMN-Grand Palais (musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski. Source

Сохранилась легенда, что за гробом Сутина шел один лишь его коллега и поклонник — Пикассо. Друзьям художника участвовать в процессии было смертельно опасно.


23.

Сутин с курицей на фоне кирпичной стены. 1926 / Soutine at Le Blanc, 1926. via Sotheby's. Source

На выставке в ГМИИ им. Пушкина работы:
- из французских музеев: Музея Оранжери, Центра Помпиду, Музея современного искусства города Парижа, Лувра, Музея Пикардии;
- из собраний Швейцарии – ранняя абстракция Марка Ротко и полотно Фрэнсиса Бэкона 1969 года «Лежащая фигура» – Фонд Бейелер;
- Великобритании: картины классика британского современного искусства Франка Ауэрбаха – Тейт;
- более 20 работ из российских частных коллекций, в том числе хрестоматийные: «Туша быка» (1924), «Сиеста» (1934), «Женщина, входящая в воду» (около 1931), «Курица на фоне кирпичной стены» (около 1927). На выставке три раздела «Портрет», «Натюрморт» и «Пейзаж»;
- из Эрмитажа – автопортрет.


24.

Картина: Хаим Сутин. Курица на фоне кирпичной стены. Около 1927. Частная коллекция. На открытии выставки «Хаим Сутин. Ретроспектива». Фотография: Максим Стулов, Ведомости. Source

Кураторы: Клэр Бернарди, куратор-хранитель Музея Орсэ и Сурия Садекова, заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Выставка продлится до 21 января 2018.

Фотографировать на выставке запрещено.


25.

Этой картины на выставке нет. Хаим Сутин. Автопортрет. Около 1918 / Chaïm Soutine. Self Portrait. Ca. 1918. Oil on canvas. 54.6 x 45.7 cm. The Henry and Rose Pearlman Foundation, Inc. On long-term loan to the Princeton University Art Museum, USA. Source

В связи с этим ручаться, что все картины из данного поста присутствуют на выставке не могу, т.к. не всё запомнила с первого взгляда. Сомнения про № 3 и № 12. Если закрались работы не с выставки, то позже исправлю. Автопортрет из американской частной коллекции (первое и последнее изображения) и фотографии – к выставке отношения не имеют.


Ссылки:

Информация на сайте ГМИИ: Хаим Сутин. Ретроспектива. 24.10.2017 - 21.01.2018. Главное здание
Аудиогид по выставке
Хроника жизни и творчества Хаима Сутина


Источники для текста:

Хаим Сутин. Ретроспектива. 24.10.2017 - 21.01.2018 // ГМИИ
Сутин. Биография // Ф.Б. / Музей Искусства Авангарда, Москва
Кураторская лекция о выставке «Хаим Сутин. Ретроспектива». Куратор-хранитель Музея Орсэ и сокуратор выставки Клер Бернарди // ГМИИ. 24.10.2017
[также]$28,16 млн. Хаим Сутин. Бычья туша (ок. 1923) // Самые дорогие картины русских художников. ARTinvestment.RU. 11 апреля 2008
Хаим Сутин обнаружил порядок в хаосе. В Париже показывают полотна выходца из Белоруссии. Алексей Мокроусов // Известия. 25 декабря 2012
и прочее



И, конечно, другая Must See выставка в Пушкинском: Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена), проходящая с 10 октября 2017 по 14 января 2018.



Tags: Сутин, живопись хх века
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments