Часть 1: Шиле, Вена, истеричность, психоанализ. 18+
Эгон Шиле. Автопортрет с павлиньим жилетом. 1911. Фрагмент. Гуашь, акварель и карандаш. 51,5 х 34,5 см. Частная коллекция / Egon Schiele. Selbstporträt mit Pfauenweste / Self-Portrait with Peacock Waistcoat. 1911 © Sammlung Ernst Ploil
«В основном я сейчас наблюдаю за физическим движением воды, цветов, деревьев, гор. Глядя на них, я отмечаю их сходство с человеческим телом, подверженным тем же порывам удовольствия и тем же страданиям». [Эгон Шиле, 25 августа 1913 г., письмо]
Эта идея просматривается во многих его портретах и автопортретах, на которых человеческое тело выглядит похожим на растение - только изображенное не элегантными синусоидами в духе ар нуво, а нервными, дрожащими линиями, зигзагообразными контурами. Как правило, в работах Шиле не было фона – он сосредотачивался исключительно на линиях человеческого тела. Истощенные тела персонажей в произведениях Эгона Шиле демонстрируют радикальную эстетику безобразного, сохраняющую актуальность по сей день. Она противоречит идеалу красоты, принятому Сецессионом в окружении Густава Климта. Юный Шиле снимает противоположность между красотой и безобразием, между нормой и патологией.
«В отличие от прочих экспрессионистов, [Шиле] не ограничивался только лицами своих моделей. Как и у Кокошки, на его портретах руки часто говорят о психологическом состоянии героя больше, чем лицо. Все тело, все члены Шиле превращал в выразительные средства». [Искусствовед Дитмар Элгер]
Все иллюстрации: работы, которые показывались на выставке Шиле в музее Альбертина: Egon Schiele. Albertina, Vienna. 22.02.2017 - 18.06.2017. С 10.10.2017 по 14.01.2018 выставка Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена) пройдет в Москве в Пушкинском музее.
Эгон Шиле (1890-1918)
как он представлен в книге Эдварда Люси-Смита /Edward Lucie-Smith Lives of the Great 20th Century Artists (1985, 1999), которая на русском языке, кажется (?), не издана.
« Эгона Шиле многие современники рассматривали как наследника Густава Климта, но который умер раньше, чем смог выполнить свое предназначение.
2.
1913. Автопортрет / 1913. Egon Schiele (Tulln 1890 - 1918 Wien). Selbstbildnis in oranger Jacke / Self-portrait in orange cloak. © Albertina, Wien
Его отец Адольф Шиле работал на австрийской Государственной железной дороге, и отвечал за важную станцию Tully, где его сын и родился в июне 1890. Так как не имелось никакой соответствующей школы в Tully, Шиле был отослан в 1901, сначала к Krems, потом в Klosterneuberg в северных предместьях Вены. В 1904 все семейство последовало за ним туда из-за ухудшения здоровья его отца. Безумие Адольфа Шиле быстро прогрессировало и в следующем году он умер, в возрасте пятидесяти четырех лет. Шиле впоследствии всю жизнь чувствовал на себе влияние своего отца. В 1913 он писал сводному брату:
3.
1914. Anton Josef Trcka. Egon Schiele. Albertina, Vienna / Anton Josef Trcka (Österreich, Wien 1893 - 1940 Wien). Egon Schiele. 1914. Fotografie. Bromöldruck auf Untersatzkarton. Fotopapier: 19,5 x 16,4 cm. Karton: 27 x 21,5 cm. Passepartoutausschnitt: 40 x 30 cm. Rahmenaußenmaß: 42,6 x 32,6 x 3,7 cm. Foto: © Albertina, Wien. Source
“Я не знаю, есть ли кто – либо еще вообще, кто помнит моего благородного отца с такой печалью. Я не знаю кто еще в состоянии понять зачем я посещаю места, где он был и где я могу почувствовать боль... Я верю в бессмертие всех созданий… почему в моей живописи столько скорби и тому подобных вещей? Потому что это продолжает жить во мне.”
4.
1918. Шиле. Мать художника. Альбертина. [См. фрагмент]. Foto: © Albertina, Wien
Он невзлюбил свою мать поскольку считал, что она не носила достаточного траура по отцу: “Моя мать очень странная женщина…. Она совершенно не понимает меня и не сильно любит меня также. Если бы она любила меня или понимала, то она была бы готова хоть чем-то пожертвовать ради этого.”
5.
1910. Egon Schiele Self Portrait With Down-Pulled Lower Lid. Chalk, brush, watercolours, bodycolours, on brown packing paper. © Albertina, Vienna. Source
заменить - 800
В течении его запоздалой юности, эмоции Шиле были направлены к его младшей сестре Герте, которые не обошлись и без кровосмешения. Когда ему было шестнадцать, и ей было двенадцать, они на поезде ездили в Trieste, где проводили ночи в двухместном номере в гостинице. В другом случае, его отец сломал дверь запертой комнаты, чтобы увидеть, что два его ребенка там делают вместе. [Есть версия, что «инцест» был лишь плодом болезненного воображения отца – Адольфа Шиле - прим. Gorbutovich]
6.
1910. Эгон Шиле. Художник Макс Оппенгеймер. Черный мел, тушь и акварель на коричневой оберточной бумаге / 1910. Egon Schiele. Der Maler Max Oppenheimer / The painter Max Oppenheimer. © Albertina, Wien. На московской выставке – будет
В 1906 Шиле преодолел сопротивление своего опекуна, дяди по матери, и получил место в Школе Изобразительного искусства в Вене, где до этого учился Климт. Там в нем почувствовали проблемного ученика и отправили его в более традиционную Академию искусств. Шиле должным образом сдал вступительный экзамен и ему было в этот момент шестнадцать лет.
7.
1910. Egon Schiele (1890-1918). Schiele With a Nude Model Standing in Front of a Mirror. Pencil on packing paper. © Albertina, Vienna. Google Art Project. via
В следующем году он разыскал своего идола, Климта, и показал ему некоторые из своих рисунков. “В них есть талант?” “Да” – ответил Климт. “Даже слишком много!”
8.
1910. Egon Schiele. Weiße Chrysantheme. Bleistift, Aquarell, Deckweiß auf braunem Packpapier. 29,5 x 26 cm. Inventarnummer 31245. Photograph: © Albertina, Vienna. Source
Климт любил поощрять более молодых художников, и он сильно помог Шиле, покупая его рисунки, или предлагая обменять их на некоторых из его собственных, устраивая модели для него и представляя его потенциальным патронам.
9.
1910. Egon Schiele. Roter Fingerhut. Aquarell, schwarze Kreide, Weißhöhung auf Packpapier. 44,9 x 29,7 cm. Inventory number DL528. Albertina Sammlungen Online
Он также представил Шиле в цех ремесел, связанных с Сецессионом. Шиле делал случайные работы для них с 1908 года: он сделал проекты для мужской одежды, для женских ботинок, и рисунки для открыток. В 1908 он открыл свою первую выставку, в Klosterneuberg.
10.
1910. Egon Schiele. Nude Girl with Folded Arms. Black chalk and watercolor, Albertina. Текст. Photo by Tatiana Gorbutovich. По клику: изображение Google Art
В 1909 он оставил Академию, после завершения третьего года обучения. Он нашел квартиру и организовал там студию.
11.
1910. Egon Schiele. Weiblicher Rückenakt. Schwarze Kreide, Aquarell, Deckweiß auf braunem Packpapier. 44,7 x 31,5 cm. Inventarnummer 27944r. Albertina. Photograph: © Albertina, Vienna. Source
В это время предметом его картин часто становились дети на грани полового созревания, особенно девочки.
12.
1910. Egon Schiele. Sitzender Mädchenakt. Schwarze Kreide, Aquarell, Deckweiß auf braunem Packpapier, 44,9 x 29,8 cm. Inventarnummer 32602. Albertina. Photograph: © Albertina, Vienna. Source
Как вспоминал Paris von Guetersloh, молодой художник, современник Шиле – студия Шиле была наводнена ими: “Они там спали, укрывались от биений учиняемых родителями или полицией, просто лениво слонялись там целыми днями, расчесывали волосы, чинили одежду и обувь, мылись… Подобно животным в клетке, которая удовлетворяет их, они были оставлены на их собственное усмотрение, или во всяком случае им верилось что самостоятельное.”
13.
1910. Обнаженная / 1910. Egon Schiele. Weiblicher Akt. Bleistift, Schwarze Kreide, Pinsel, Aquarell, Deckfarben, Deckweiß, auf braunem Packpapier. 44 x 30,5 cm. Inventarnummer 30996r. Foto: © Albertina, Wien. Source
Уже превосходный рисовальщик, Шиле сделал много рисунков этих юных моделей, некоторые из которых были чрезвычайно эротические.
Он, делает это своим доходом снабжая распространителей и коллекционеров порнографии, которых изобиловало в Вене в то время.
14.
1911. Egon Schiele. Selbstbildnis als Halbakt in schwarzer Jacke. Bleistift, Aquarell mit proteinhaltigen Bindemitteln auf Strathmore Japanpapier. 47,9 x 32,1 cm. Inventarnummer 31159. Albertina. Photograph: © Albertina, Vienna. Source
Шиле был также очарован его собственным телом, и делает огромное количество автопортретов. Но впечатлил он не только самого себя, но и всех с кем входил в контакт.
15.
1914. Trcka, Anton Josef. Schiele, Egon (1890 - 1918). Österreichische Nationalbibliothek. Source
Автор Артур Роесслер, один из его защитников и покровителей, описывал его таким образом: “Даже в присутствии известных людей с экстремальными наклонностями, необычные взгляды Шиле выделились... Он имел высокое, тонкое, податливое тело с узкими плечами, длинными руками и длинными пальцами на костистых руках. Его лицо было загорело, безбородо, и окружалось длинными, темными, непослушными волосами. Его широкий, угловой лоб прорезали горизонтальные линии. Особенности его лица обычно замечались при серьезном, почти грустном выражении, как если бы вызванный болями, которые заставили его плакать внутри.... Его лаконичный стиль говорить афоризмами в сочетании с его взглядом производили впечатление глубокого внутреннего благородства, которое казалось более убедительным, потому что это было очевидно естественно и никоим образом не симулировалось.”
16.
1912. Автопортрет. Литография. Альбертина. Photo by Tatiana Gorbutovich
В течение этого периода, и впоследствии, Шиле любил производить впечатление чрезвычайной бедности. Но его утверждения, что в это время, он был фактически в тряпках, имеют разногласия не только с тем, что его современники говорят, но и с его оставшимися фотографиями.
17.
1911. Egon Schiele. Selbstbildnis im weißen Gewand. Bleistift, Aquarell, Deckweiß, auf Packpapier. 48,2 x 31,9 cm. Inventarnummer 39930. Albertina. Photograph: © Albertina, Vienna. Source
Его письма однозначно дают понять, что он страдал от мании преследования – например, он написал в письме от 1910: “Как отвратительно здесь! Каждый завидует мне и сговаривается против меня. Прежние коллеги разглядывают меня злорадными глазами.”
18.
1911. Egon Schiele. Zwei kauernde Mädchen / Two Little Girls. © Albertina, Wien
В 1911 Шиле встретил семнадцатилетнюю Уолли Невзила, которая стала жить с ним и послужила моделью для некоторых из его лучших картин. Уолли была уже немного известна тем, что была до этого моделью для Климта, и возможно была одна из любовниц старшего живописца. Шиле и Уолли хотели выйти из клаустрофобии Венской обстановки, и переехали в маленький город Krumau, в котором Шиле имел семейные связи, но были вытеснены неодобрением местных жителей.
19.
1911. Egon Schiele. Mädchen im ockergelben Kleid. Bleistift, schwarze Kreide, Aquarell auf Japanpapier, grundiert. 48,2 x 32 cm. Inventory number 30541. Albertina. Foto: © Albertina, Wien. Source
Они тогда переехали в такой же маленький город Нойленгбах /Neulengbach, тридцать минут из Вены поездом.
20.
1912. Egon Schiele. Halbwüchsiges Bauernmädchen. Half-grown peasant girl. © Albertina Wien
Также, как это было в Вене, студия Шиле опять стала сборищем для всех неблагополучных детей окрестности.
21.
20 апреля 1912. "Я чувствую себя не наказанным, но очищенным!" / 20. April 1912. Egon Schiele. "Nicht gestraft, sondern gereinigt fühl ich mich!". Bleistift, Aquarell auf Japanpapier, grundiert. 48 x 31,5 cm. Inventarnummer 31025. Sammlungen Online Albertina. Albertina. Photo by Tatiana Gorbutovich
Его стиль жизни неизбежно пробудил враждебность, и в апреле 1912 он был арестован. Полиция обнаружила больше сотни рисунков, в которых усмотрели порнографию.
22.
21 апреля 1912. Два моих носовых платка / 21. April 1912. Egon Schiele. Zwei meiner Taschentücher. Bleistift, Aquarell, auf Japanpapier, grundiert. 48 x 31,5 cm. Inventarnummer 31029. Photograph: © Albertina, Vienna. Source
Шиле был заключен в тюрьму по обвинению в совращении несовершеннолетней.
23.
22 апреля 1912. "Искусство не может быть современным; Искусство вечно" / 22. April 1912. Egon Schiele. "Kunst kann nicht modern sein; Kunst ist urewig". Bleistift, Aquarell auf Strathmore Japanpapier, grundiert. 31,8 x 48,2 cm. Inventarnummer 31031. Albertina. Photograph: © Albertina, Vienna. Source
На суде обвинения в похищении и совращении были отклонены, но художник был признан виновным в показе эротических рисунков в месте, доступном для детей. Было принято во внимание, что двадцать один день он уже провел в заключении. И Шиле был приговорен к заключению только на три дня.
24.
24 апреля 1912. "Заключенный!" / 24. April 1912. Egon Schiele. "Gefangener!" /"Prisoner!". Bleistift, Aquarell auf Japanpapier, grundiert / Pencil and watercolor. 48,2 x 31,7 cm. Inventarnummer 31161. Sammlungen Online. Albertina. Photo
Судья счел обязательным для себя лично сжечь один из рисунков Шиле перед собравшейся толпой, художник же был очень рад столь легко отделаться.
25.
25 апреля 1912. "Я рад претерпеть ради искусства и моих любимых" (как удачнее перевести?) / 25. April 1912. Egon Schiele. "Ich werde für die Kunst und meine Geliebten gerne ausharren" / I Will Gladly Endure for Art and My Loved Ones / "I Shall Happily Persist For Art and My Lovers”. Bleistift, Pinsel, Aquarell auf Japanpapier, grundiert / Brush, watercolor, pencil, on prepared Japan paper. 47,9 x 31,9 cm. Inventarnummer 31027. Sammlungen Online. Albertina, Vienna. Source. Original (2709 x 4033). Изображение из каталога музея
В то время, как он был в тюрьме, Шиле нарисовал ряд автопортретов, подписанных саможалостливыми фразами: “Я не чувствую себя наказанным; только очищенным”; “Ограничить художника – преступление. Это должно убить прорастающую жизнь.” Нойленгбахское дело в не имело никакого эффекта на его карьеру, и, очевидно, не отразилось на его характере.
26.
1914. Egon Schiele. Lying Female Nude With Legs Spread Apart. Pencil, brush, bodycolours, on Japan paper. © Albertina, Vienna. Source
В 1912 он был приглашен показать свои работы на Sonderbund выставке в Кельне, и он познакомился с важным дилером Хансом Гольцем в Мюнхене. Их отношения были постоянной борьбой за цены на картины, Шиле который всегда требовал самые большие гонорары за свои работы.
27.
1914. Seated Woman with Dressed Pushed Up. Albertina. Этикетка. Текст про рисунок. Photo by Tatiana Gorbutovich
Тем временем он хвастливо писал матери, в марте 1913: “Все красивые и благородные качества были объединены во мне ..., я буду плод, который оставит вечную жизнь позади даже после ее распада. Насколько большой должен быть ваша радость, поэтому вы родили меня.” Самовлюбленность Шиле, эксгбиционизм и мания преследования могут весь быть обнаружены в эмблеме, которую он нарисовал для его первой индивидуальной выставки в Вене, проходившей в галерее Арно в самом начале 1915, в котором он изобразил себя как Cвятого Себастьяна.
28.
1915. Egon Schiele. Two Women Embracing. Pencil, watercolour and gouache on paper. 485 x 327 mm. Museum of Fine Arts, Budapest. Google Art, via. Original (4209 x 6159)
Год 1915 стал поворотным пунктом в жизни Шиле. В этом году он встретил двух девочек среднего возраста, которые жили напротив его студии. Эдит и Адель были дочери слесаря, владельца мастерской. Шиле привязался к им обеим, но в конечном счете остановился на Эдит; к апрелю 1915 он был очень увлечен ею, и Уолли Невзил была довольно равнодушно уволена.
Последняя встреча Шиле и Уолли произошла в их местном кафе Eichberger, где они играли в бильярд почти каждый день. Он вручил ей письмо, в котором предложил, чтобы, несмотря на то что они больше не вместе, они бы вместе брали отпуск каждое лето – без Эдит.
29.
1917. Egon Schiele. Auf Bauch liegender weiblicher Akt / Nude on her stomach. Gouache and black chalk on paper. 29.8 × 46.1 cm. © Albertina, Vienna. Source
Неудивительно, что Уолли отказалась. Она присоединилась к Красному Кресту как медсестра и умерла от скарлатины в военной больнице около Раскола в Далмации как раз перед Рождеством 1917.
В июне 1915 Шиле и Эдит стали супругами, несмотря на протесты ее семейства. Мать Шиле к тому времени уже умерла.
30.
1917. Эдит Шиле, жена / 1917. Egon Schiele. Edith Schiele. Black chalk and gouache. Текст. Albertina. Photo by Tatiana Gorbutovich
Через четыре дня после свадьбы Шиле был призван в армию. По сравнению с большинством его современников, он легко пережил войну. Он был передан отделению, транспортирующему российских военнопленных к и из Вены, и позже стал клерком в тюремном лагере для российских офицеров в нижней Австрии. Наконец, в январе 1917, он был переброшен непосредственно в Вену, чтобы работать для “Имперской и Королевской Комиссии для Армии в Области” – склад, который снабжал продовольствием, спиртными напитками, табаком и другими продуктами австрийскую армию. В стране, где продовольствие все более и более дорожало, это было привилегированное место.
31.
1917. Egon Schiele. Bildnis der Schwägerin des Künstlers Adele Harms in gestreiftem Kleid / Portrait of the Artist’s Sister-in-Law, Adele Harms. © Albertina, Wien. Source // Есть на Google Art: гугл-репродукция (3049 x 4613)
Армейская служба для Шиле не останавливала роста его популярности – о нем теперь говорили как о ведущем Австрийском художнике молодого поколения, и попросили принять участие на поддержанной правительством выставке в Стокгольме и Копенгагене, намереваясь улучшить образ Австрии в нейтральных скандинавских странах.
32.
1917. Egon Schiele. Seated Woman with Legs Drawn Up (Adele Herms). Drawing. The National Gallery in Prague. Google Art, via. Original (2381 x 3646). На этикетке на выставке не написано, что это Адель
В 1918 Шиле был приглашен быть главным участником на 49-ой выставке Сецессиона. Для этого он нарисовал проект эмблемы, напоминающей Тайную Вечерню, с его собственным портретом вместо Христа. Несмотря на войну, показ вызвал настоящий триумф.
33.
1918. Egon Schiele. Maria Steiner. Black chalk. Albertina. Photo by Tatiana Gorbutovich
Цены за рисунки Шиле росли, и ему предлагали много портретов. Он и Эдит переехали в новый великолепный дом-студию. Но их удовольствия в нем были кратки.
19 октября 1918 Эдит, которая была беременна, заболела гриппом, свирепствовавшим тогда в Европе.
34.
1912. Egon Schiele. Junges Bäumchen mit Stütze. Bleistift, Deckfarben auf Japanpapier. 48 x 32 cm. Inventarnummer 27942. Photograph: © Albertina, Vienna. Source
28 октября она умерла. Шиле, который, кажется, никогда не написал Эдит настоящего любовного письма и который посреди ее болезни написал достаточно холодное письмо ее матери, сообщая, что вероятно, она не останется жива, был опустошен потерей.
Почти немедленно он слег с той же самой болезнью, и умер 31 октября 1918, тремя днями после своей жены. »
Текст приводится по: Edward Lucie-Smith, “Lives of the Great 20th-Century Artists” // «Эгон Шиле - на заре порнографии». (с) Перевод с английского Менингитмэн по книге Edward Lucie-Smith, “Lives of the Great 20th-Century Artists”, Thames & Hudson; 2nd edition (September 1, 1999). Перевод опубликован: 02.08.2007 на сайте Russianaustria.com. Перевод мной немного отредактирован.
Изображения в записи: работы с выставки Эгона Шиле в музее Альбертина, Вена, 22 февраля - 18 июня 2017 года.
Источники, кроме обозначенного перевода главы из книги:
Анонс выставки // ГМИИ им. А.С. Пушкина
Норберт Вольф. Экспрессионизм. / Expressionismus. Norbert Wolf. Перевод с английского И.Д. Голыбиной. – TASCHEN/Арт-Родник, 2006. Стр. 88-89.
Дополнительные материалы:
Мнение психиатра: статья Эгон Шиле. С.Ю. Федулаев, врач-психиатр
Эгон Шиле // сайт Словарь терминов изобразительного искусства с иллюстрациями
«Мой путь пролегает над бездной» – надпись Шиле-заключенного на одном из двух тюремных рисунков Шиле, которые будут на выставке «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)», которая откроется в ГМИИ им. А.С. Пушкина 10 октября 2017 и продлится до 14 января 2018. На выставке будет показано около 100 листов из собрания Альбертины. Кроме произведений Шилле и Климта на выставке будут представлены работы австрийского графика Альфреда Кубина.
Начало: Шиле, Вена, истеричность, психоанализ. 18+, 2017-10-02
Продолжение, видимо, будет.