lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому (lilac2012) wrote,
lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому
lilac2012

Categories:

Налево - сказку говорит

Вчера в комментариях вспомнили об этой истории. На всякий случай вот она.


Оригинал взят у neivid в Налево сказку говорит
Иногда в день рождения у меня есть настроение писать Специальный Деньрожденный Текст, а иногда нет. В этом году как-то не выходит формулировать возвышенное и подводить итоги (какие итоги, клиент же еще живой). И тут я, благодаря посту Кирули, вспомнила старую армейскую байку, которую рассказывали у нас как раз когда я служила. Байка славная и по теме моей профессиональной деятельности, при этом целиком и в правильном варианте ее почему-то мало кто знает. Кстати, так получилось, что весь свой воскресный день рождения, с утра и до позднего вечера, я работаю. Без перерывов. И, по-моему, это хорошо. А байка - вот.

Речь о тех временах, когда русскоговорящих интервьюеров в израильских военкоматах еще не было, а русские призывники уже были. Из-за того, что они в большинстве своем плохо владели ивритом, девочки-интервьюеры часто посылали их на проверку к так называемым "офицерам душевного здоровья" (по специальности - психологам или социальным работникам), чтобы те на всякий случай проверяли, все ли в порядке у неразговорчивого призывника. Кстати, офицер душевного здоровья - "кцин бриют нефеш" - сокращенно на иврите называется "кабан". Хотя к его профессиональным качествам это, конечно же, отношения не имеет.
Офицер душевного здоровья в военкомате обычно проводит стандартные тесты - "нарисуй человека, нарисуй дерево, нарисуй дом". По этим тестам можно с легкостью исследовать внутренний мир будущего военнослужащего. В них ведь что хорошо - они универсальные и не зависят от знания языка. Уж дом-то все способны нарисовать. И вот к одному офицеру прислали очередного русского мальчика, плохо говорящего на иврите. Офицер душевного здоровья поздоровался с ним, придвинул лист бумаги и попросил нарисовать дерево.
Русский мальчик плохо рисовал, зато был начитанным. Он решил скомпенсировать недостаток художественных способностей количеством деталей. Поэтому изобразил дуб, на дубе - цепь, а на цепи - кота. Понятно, да?
Офицер душевного здоровья пододвинул лист к себе. На листе была изображена козявка, не очень ловко повесившаяся на ветке. В качестве веревки козявка использовала цепочку.
- Это что? - ласково спросил кабан.
Русский мальчик напрягся и стал переводить. Кот на иврите - "хатуль". "Ученый" - мад'ан, с русским акцентом - "мадан". Мальчик не знал, что, хотя слово "мадан" является наиболее очевидным переводом слова "ученый", в данном случае оно не подходит - кот не является служащим академии наук, а просто много знает, и слово тут нужно другое. Но другое не получилось. Мальчик почесал в затылке и ответил на вопрос офицера:
- Хатуль мадан.
Офицер был израильтянином. Поэтому приведенное словосочетание значило для него что-то вроде "кот, занимающийся научной деятельностью". Хатуль мадан. Почему козявка, повесившаяся на дереве, занимается научной деятельностью, и в чем заключается эта научная деятельность, офицер понять не мог.
- А что он делает? - напряженно спросил офицер.
(Изображение самоубийства в проективном тесте вообще очень плохой признак).
- А это смотря когда, - обрадовался мальчик возможности блеснуть интеллектом. - Вот если идет вот сюда (от козявки в правую сторону возникла стрелочка), то поет песни. А если сюда (стрелочка последовала налево), то рассказывает сказки.
- Кому? - прослезился кабан.
Мальчик постарался и вспомнил:
- Сам себе.
На сказках, которые рассказывает сама себе повешенная козявка, офицер душевного здоровья почувствовал себя нездоровым. Он назначил с мальчиком еще одно интервью и отпустил его домой. Картинка с дубом осталась на столе.
Когда мальчик ушел, кабан позвал к себе секретаршу - ему хотелось свежего взгляда на ситуацию.
Секретарша офицера душевного здоровья была умная адекватная девочка. Но она тоже недавно приехала из России.
Босс показал ей картинку. Девочка увидела на картинке дерево с резными листьями и животное типа кошка, идущее по цепи.
- Как ты думаешь, это что? - спросил офицер.
- Хатуль мадан, - ответила секретарша.
Спешно выставив девочку и выпив холодной воды, кабан позвонил на соседний этаж, где работала его молодая коллега. Попросил спуститься проконсультировать сложный случай.
- Вот, - вздохнул усталый профессионал. - Я тебя давно знаю, ты нормальный человек. Объясни мне пожалуйста, что здесь изображено?
Проблема в том, что коллега тоже была из России...
Но тут уже кабан решил не отступать.
- Почему? - тихо, но страстно спросил он свою коллегу. - ПОЧЕМУ вот это - хатуль мадан?
- Так это же очевидно! - коллега ткнула пальцем в рисунок.- Видишь эти стрелочки? Они означают, что, когда хатуль идет направо, он поет. А когда налево...

Не могу сказать, сошел ли с ума армейский психолог и какой диагноз поставили мальчику. Но сегодня уже почти все офицеры душевного здоровья знают: если призывник на тесте рисует дубы с животными на цепочках, значит, он из России. Там, говорят, все образованные. Даже кошки.

Tags: Пушкин, дыбр
Subscribe

  • Старая живопись

    Кристис Школа северных Нидерландов, около 1500 г. Лукас Кранах I (1472-1553 Веймар) Меланхолия Питер Брейгель II (Брюссель 1564…

  • Старые мастера

    Кристис Г. Флинк А. Ван Дейк Л. Кранах ст. Эль Греко, которого козёл Фрэнк считает напитком. Х. Тербрюгген Я. Беллини…

  • Старые мастера

    Кристис Л. Кранах ст. Вестфальская школа, ок. 1490 г. М. ди Джованни А. ван Дейк П. Пурбус У. Тёрнер

  • ИИ находит скрытые связи между картинами разных эпох

    Команда из Массачусетского технологического института участвовала в создании системы поиска изображений, чтобы найти наиболее близкие соответствия…

  • Старые мастера

    на аукционах Ю. Сустерманс и студия Й. ван Красбек Д. ван Тол Ф. Дзаганелли Студия П. П. Рубенса Л. Кранах ст.

  • Новогодний подарок - старые мастера на Кристи.

    Рафаэль. Портрет Лоренцо Медичи. А. Гриммер Приписывается Р. Гирландайо Г. Экхаут Л. Кранах ст. С Новым годом!

  • Продано на Кристи.

    Л. Кранах ст., П. Брейгель мл., М. ван Клеве, Я. ван Рейсдаль. Клеве тоже написал много реплик к картинам Брейгеля старшего. Ни одну тему,…

  • Старые мастера на Кристи.

    Й. ван Бредаль Художник из круга Я. Брейгеля ст. С. Вранкс Л. Кранах ст. Портрет М. Лютера. Лукреций и Лютеров у Кранаха ст.…

  • Старые мастера на Кристи.

    П. Пурбус Л. Кранах ст. Я. Госсарт (Мабузе) Тициан А. Ван Дейк - 2 Д. Тенирс мл. Я. ван Гойен Я. Стен

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Старая живопись

    Кристис Школа северных Нидерландов, около 1500 г. Лукас Кранах I (1472-1553 Веймар) Меланхолия Питер Брейгель II (Брюссель 1564…

  • Старые мастера

    Кристис Г. Флинк А. Ван Дейк Л. Кранах ст. Эль Греко, которого козёл Фрэнк считает напитком. Х. Тербрюгген Я. Беллини…

  • Старые мастера

    Кристис Л. Кранах ст. Вестфальская школа, ок. 1490 г. М. ди Джованни А. ван Дейк П. Пурбус У. Тёрнер

  • ИИ находит скрытые связи между картинами разных эпох

    Команда из Массачусетского технологического института участвовала в создании системы поиска изображений, чтобы найти наиболее близкие соответствия…

  • Старые мастера

    на аукционах Ю. Сустерманс и студия Й. ван Красбек Д. ван Тол Ф. Дзаганелли Студия П. П. Рубенса Л. Кранах ст.

  • Новогодний подарок - старые мастера на Кристи.

    Рафаэль. Портрет Лоренцо Медичи. А. Гриммер Приписывается Р. Гирландайо Г. Экхаут Л. Кранах ст. С Новым годом!

  • Продано на Кристи.

    Л. Кранах ст., П. Брейгель мл., М. ван Клеве, Я. ван Рейсдаль. Клеве тоже написал много реплик к картинам Брейгеля старшего. Ни одну тему,…

  • Старые мастера на Кристи.

    Й. ван Бредаль Художник из круга Я. Брейгеля ст. С. Вранкс Л. Кранах ст. Портрет М. Лютера. Лукреций и Лютеров у Кранаха ст.…

  • Старые мастера на Кристи.

    П. Пурбус Л. Кранах ст. Я. Госсарт (Мабузе) Тициан А. Ван Дейк - 2 Д. Тенирс мл. Я. ван Гойен Я. Стен