lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому (lilac2012) wrote,
lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому
lilac2012

Categories:

Римская обувь

image0071. Каль­цеи

Сло­варь гре­че­ских и рим­ских древ­но­стей Уильям Смита с соав­то­рами[i] пишет, что слово «каль­цей» (calceus, καλίκιο) эти­мо­ло­ги­че­ски свя­зано со сло­вом «пятка» (λάξ, calx) и опре­де­ляет его как «обыч­ный закры­тый баш­мак с подош­вой и верх­ней частью», в отли­чие от про­стой сан­да­лии (solea) и калиги (caliga), верх­няя часть кото­рой состо­яла из рем­ней, между кото­рыми вид­не­лась нога. Каль­цей изго­тав­ли­вался из дуб­ле­ной кожи (aluta) и этим отли­чался от перона (pero), кото­рый делали из недуб­ле­ной кожи.

«Строго говоря, это были осо­бые рим­ские город­ские баш­маки, – гово­рится в сло­варе. – Каль­цеи и тога пред­став­ляли собой две харак­тер­ных наци­о­наль­ных детали рим­ского костюма… Но в более широ­ком смысле род­ствен­ные слова calceatus, calceamentum, calceamen могли отно­ситься к любой обуви (состо­я­щей из подошвы и верх­ней части), даже к ино­зем­ной: так, гла­гол calceare (наде­вать обувь) при­ме­ня­ется по отно­ше­нию к котурну (cothurnus, Suet. Aug. 78) и сокку (soccus, Plin. H. N., XXXVI. 41); но эти тер­мины не упо­треб­ля­ются к откры­той обуви, состо­я­щей только из подошвы, такой, как soleae и crepidae (Gell. l. c.; Isid. Orig. XIX. 34, 11)»[ii].

1

Эти­кет пред­пи­сы­вал рим­ля­нам выхо­дить в город в тоге и каль­цеях. Но они были неудоб­ными. Поэтому каль­цеи дома не наде­вали. В деревне рим­ляне с радо­стью от них избав­ля­лись. Каль­цеи носили и жен­щины, но не рабыни. Жен­ские каль­цеи были тоньше муж­ских и самых раз­ных цве­тов, но обычно белые.

image001Фото 1[iii]. Сена­тор. Фраг­мент листа № 17 «Рим­ский костюм. Древ­ние вре­мена» из книги «Костюмы всех наций» (The Costumes of All Nations. London: Henry Sotheran & co., 1882)



В эпоху Рес­пуб­лики пле­беи ничем не отли­ча­лись от пат­ри­циев, кроме обуви. Пат­ри­ци­ан­ские каль­цеи были крас­ного цвета. Счи­та­ется, что вна­чале они были инсиг­ни­ями (внеш­ними зна­ками могу­ще­ства, вла­сти) царей древ­него города Альбы, лежав­шего к юго-востоку от Рима, из кото­рого, по пре­да­нию, вышли осно­ва­тели города Рима. Затем крас­ные каль­цеи стали инсиг­ни­ями рим­ских царей, а в даль­ней­шем – пат­ри­ци­ан­ских магистратов.

image003 image005Фото 2 и 3. Импе­ра­тор Нерон Клав­дий Цезарь Август Гер­ма­ник (с 54 по 68 г. н.э.) в воз­расте 13 лет. Мате­риал: мра­мор. Высота: 138 см. Время созда­ния: около 50 г. н.э. Музей­ный № MR 337. Наци­о­наль­ный музей Лувра, Париж, Фран­ция[iv]

Каль­цеи пред­став­ляли собой обувь из дуб­ле­ной кожи, кото­рая, по неко­то­рым дан­ным, была снаб­жена крюч­ками на верх­ней части – на подъ­еме. К этим крюч­кам при­вя­зы­вали четыре чер­ных кожа­ных ремешка, кото­рые крест-накрест обо­ра­чи­ва­лись вокруг икры, до сере­дины ее высоты.

image007Фото 4. Каль­цей моло­дого пат­ри­ция (фраг­мент ста­туи из Лувра)

«Но эти крючки, – пишет сло­варь, – не обна­ру­жи­ва­ются на извест­ных рим­ских каль­цеях, хотя рас­по­ло­же­ние завя­зок на при­ла­га­е­мом изоб­ра­же­нии ста­туи моло­дого пат­ри­ция из Лувра пред­по­ла­гает нали­чие крюч­ков… В целом, два из этих ремеш­ков (corrigiae) встав­лены на соеди­не­нии подошвы и верх­ней части, в осно­ва­нии они очень широки, но затем сужа­ются, один раз обо­ра­чи­ва­ются вокруг ноги и завя­зы­ва­ются на подъ­еме или чуть выше. Дру­гая завязка была выше и обо­ра­чи­ва­лась вокруг ноги несколько раз. Узлы завя­зок рас­по­ла­га­лись впе­реди, а концы их сви­сали ино­гда почти до земли…»[v].

image008Фото 5. Пат­ри­ци­ан­ские каль­цеи (по Баумайстеру)

С внеш­ней сто­роны лодыжки к одному из чер­ных ремеш­ков кре­пился полу­ме­сяц из сло­но­вой кости. Суще­ствует пред­по­ло­же­ние, что пер­во­на­чально эту обувь носило сто сена­то­ров, избран­ных Рому­лом; но более веро­ятно, что укра­ше­ние в форме полу­ме­сяца имело харак­тер аму­лета. Однако досто­вер­ных изоб­ра­же­ний пат­ри­ци­ан­ского каль­цея с полу­ме­ся­цем не сохра­ни­лось. В то же время известно много экзем­пля­ров, кото­рые в целом вос­про­из­во­дят форму и устрой­ство каль­цеев и завя­зок. Сло­варь У. Смита при­во­дит два таких экзем­пляра, взя­тых из работы Бау­май­стера (фото 5).

image010Фото 6. Порт­рет­ная ста­туя моло­дого Кали­гулы – импе­ра­тора Гая Юлия Цезаря Авгу­ста Гер­ма­ника (с 37 по 41 г. н.э.). Мате­риал: мра­мор. Место и время созда­ния: Гор­тине, Крит; 32 г. н.э. Вир­гин­ский музей изоб­ра­зи­тель­ных искусств, Рич­монд, штат Вир­ги­ния, США[vi]

Баш­мак рядо­вого сена­тора отли­чался от баш­мака куруль­ного (выс­шего) маги­стра. Однако он, видимо, во всех отно­ше­ниях напо­ми­нал пат­ри­ци­ан­ский каль­цей, за исклю­че­нием отсут­ствия полумесяца.

image012Фото 7. Циф­ро­вая рекон­струк­ция порт­рет­ной ста­туи Кали­гулы (фото 6) в белой тоге с пур­пур­ной кай­мой (toga praetexta), кото­рую носили дети пол­но­прав­ных рим­лян и выс­шие санов­ники. Сде­лана в Вир­гин­ском музее изоб­ра­зи­тель­ных искусств[vii]

Сена­тор­ские каль­цеи точно имели чер­ные завязки, но какого цвета была сама обувь, не вполне понятно. Неко­то­рые авторы счи­тают, что обувь была чер­ной, а дру­гие – крас­ной. «…Кажется наи­бо­лее прав­до­по­доб­ным пред­по­ло­же­ние, – ука­зы­вает сло­варь, – что сена­тор­ские каль­цеи отли­ча­лись от пат­ри­ци­ан­ских только отсут­ствием полу­ме­сяца и, сле­до­ва­тельно, были крас­ными, но на самом деле на этот вопрос нельзя дать окон­ча­тель­ного ответа»[viii].

image014Фото 8. Каль­цей про­ку­ра­тора Африки (фраг­мент ста­туи из Лувра)

Сена­тор­ские каль­цеи отли­ча­лись от каль­цеев, кото­рые носили пред­ста­ви­тели дру­гих сосло­вий. По мне­нию авто­ров сло­варя, «стро­гое раз­де­ле­ние между сена­тор­ским и всад­ни­че­ским сосло­ви­ями, суще­ство­вав­шее как в рес­пуб­ли­кан­ское, так и в импе­ра­тор­ское время, дает осно­ва­ния пред­по­ла­гать, что всад­ни­че­ский каль­цей (calceus equester) был осо­бым типом обуви». В Лувре хра­нится ста­туя неко­его Кания (фото 8), кото­рый, видимо, был про­ку­ра­то­ром четы­рех госу­дар­ствен­ных дел в Африке, т.е. зани­мал всад­ни­че­скую долж­ность. «Если счи­тать его обувь всад­ни­че­скими каль­це­ями, – пишет сло­варь, – то можно видеть, что это насто­я­щие баш­маки, без завя­зок, состо­я­щие из двух частей. Об их цвете ничего ска­зать нельзя»[ix].

image016Фото 9

Фраг­мент ста­туи, дан­ный на рисунке «Пат­ри­ци­ан­ские каль­цеи» справа из сло­варя У. Смита (фото 5), легко узна­ется на фото 9. Воз­можно, на нем изоб­ра­жены ноги брон­зо­вой ста­туи ора­тора, создан­ной в 100 г. до н.э. и хра­ня­щейся в Наци­о­наль­ном архео­ло­ги­че­ском музее Фло­рен­ции (фото 10).

image017Фото 10. Ста­туя ора­тора. Мате­риал: бронза. Высота 179 см. Скуль­птор неиз­ве­стен. Время созда­ния: 100 г. до н.э. Наци­о­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей, Фло­рен­ция, Ита­лия[x]

На фото 10, кото­рое пока­зы­вает ноги ора­тора сзади, каль­цеи про­из­во­дят впе­чат­ле­ние совре­мен­ных высо­ких кожа­ных боти­нок воен­ного образца.

image019Фото 11[xi]. Фраг­мент ста­туи оратора

Но фото 11, где каль­цеи засняты спе­реди, раз­ру­шает это впе­чат­ле­ние гру­бо­сти и тяже­сти. К сожа­ле­нию, все четыре изоб­ра­же­ния каль­цеев ора­тора не дают о них пол­ного пред­став­ле­ния глав­ным обра­зом потому, что его фигура отлита в бронзе и лишена цве­тов. Но, все же можно понять, что каль­цеи закры­вают кожей не только пятку, но и пальцы ног ора­тора, т.е. это – на самом деле закры­тые ботинки.

image021 image023Фото 12. Ста­туя Луция Мам­мия Мак­сима. Мате­риал: бронза. Высота: 212 см. Время созда­ния: эпоха рим­ского импе­ра­тора Клав­дия (с 10 г. до н. э. по 54 г. н.э.). Наци­о­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей, Неа­поль[xii]. Фото 13[xiii]. Каль­цей Луция Мам­мия Мак­сима круп­ным планом

Как закры­тая кожа­ная обувь вос­при­ни­ма­ются и каль­цеи пат­ри­ция Луция Мам­мия Мак­симы, брон­зо­вая ста­туя кото­рого дати­ру­ется кон­цом I в. до н.э. – нача­лом I в. н.э. и хра­нится в Наци­о­наль­ном архео­ло­ги­че­ском музее Неа­поля (фото 12 и 13). Кон­ная ста­туя Марка Нония Бальба (Marcus Nonius Balbus) из Гер­ку­ла­нума (фото 14), вхо­дя­щая в Пом­пей­скую кол­лек­цию этого же музея, сви­де­тель­ствует о том, что каль­цеи рим­ляне могли исполь­зо­вать для вер­хо­вой езды.

image030 image061Фото 14. Марк Ноний Бальб (Marcus Nonius Balbus) из Гер­ку­ла­нума. Пом­пей­ская кол­лек­ция, Наци­о­наль­ный архео­ло­ги­че­ский музей, Неа­поль[xiv]

Между тем, каль­цеи (если это, конечно, каль­цеи) брон­зо­вой ста­туи Юлия Цезаря (фото 15) выгля­дят как лег­кие сан­да­лии, состо­я­щие из подошвы и лент, поскольку они обри­со­вы­вают, хотя и нечетко, пальцы ног.

SONY DSC image027Фото 15[xv]. Ста­туя Юлия Цезаря перед рату­шей в Чивидале-дель-Фриули (итал. Cividale del Friuli) – городе на северо-востоке Ита­лии. Брон­зо­вая копия с мра­мор­ной скульп­туры, хра­ня­щейся в Сена­тор­ском дворце (Капи­то­лий­ские музеи, Рим, Италия)

Несколько иными были баш­маки рядо­вых граж­дан, кото­рые, видимо, не под­ни­ма­лись так высоко над лодыж­ками и имели кусок кожи, про­тя­ну­тый с той сто­роны баш­мака, где он кре­пился, над подъ­емом. Этот кусок кожи назы­вался lingula или ligula из-за сход­ства с высу­ну­тым язы­ком. Неза­вя­зан­ный «язы­чок» счи­тался при­зна­ком спешки. Скри­бо­ний Ларг сооб­щает, что их кра­сили в чер­ный цвет. Отсюда можно сде­лать вывод, что осталь­ная часть баш­мака была цвета нату­раль­ной кожи.

Рим­ский поэт-эпиграмматист Марк Вале­рий Мар­циал (40 – 104 гг. н.э.) так писал о выскочке, кото­рый еще вчера был про­стым граж­да­ни­ном и носил обыч­ную неудоб­ную обувь с «языч­ком», а сего­дня полу­чил знаки отли­чия куруль­ного маги­страта и носит крас­ные пат­ри­ци­ан­ские каль­цеи, укра­шен­ные полу­ме­ся­цем и не нати­ра­ю­щие ноги:

«Non hesterna sedet lunata lingula planta,
Coccina non laesum pingit aluta pedem».
(Не вче­раш­ний на его ступне сидит кри­вой язы­чок,
В ярко-красный окра­шена не нати­ра­ю­щая тон­кая кожа на ногах.)

В более позд­ние вре­мена у мод­ни­ков обувь стала весьма экс­тра­ва­гант­ной и сде­ла­лась пред­ме­том хва­стов­ства. Ее выши­вали шел­ком и на восточ­ный манер укра­шали золо­том и дра­го­цен­ными камнями.

М.Е. Сер­ге­енко в своей книге «Жизнь древ­него Рима» опре­де­ляет каль­цеи проще, нежели сло­варь У. Смита. Он назы­вает их «баш­ма­ками с рем­нями, закры­вав­шими ногу». «Делали их из тон­кой кожи с двумя парами рем­ней, – пишет М.Е. Сер­ге­енко. – Ремни, закреп­лен­ные у начала паль­цев между подош­вой и кожей головки, прочно при­ши­ва­лись к этой послед­ней. Всу­нув ногу в баш­мак, брали первую пару рем­ней, пере­кре­щи­вали их на ступне, обви­вали ими ногу до самых икр и завя­зы­вали так, чтобы концы спа­дали вниз. Затем обвер­ты­вали ногу вто­рой парой рем­ней, тоже завя­зы­вали их спе­реди, остав­ляя концы сви­са­ю­щими»[xvi].

Между тем, рим­ляне тоже носили сан­да­лии, но не в офи­ци­аль­ной обстановке.

image007
2. Сандалии

«В Риме не при­нято было появ­ляться на улице с откры­тыми ногами, и все сво­бод­ные люди, выходя из дома, наде­вали баш­маки или туфли, – пишет сло­варь У. Смита. – Сан­да­лии и шле­панцы носили только в поме­ще­ниях, и выхо­дить в них наружу по гре­че­скому обы­чаю счи­та­лось при­зна­ком жен­ствен­но­сти. Дей­стви­тельно, это была излюб­лен­ная насмешка рим­лян, при­вер­жен­ных древним тра­ди­циям, над теми, кто счи­тал палий и кре­пиды более удоб­ными, чем тога и каль­цеи»[xvii].

М.Е. Сер­ге­енко при­во­дит в своей книге сле­ду­ю­щий при­мер: «Когда Вер­рес, намест­ник Сици­лии, появился на гла­зах всех Сира­куз в гре­че­ском плаще и сан­да­лиях, то такой вид дол­жен был про­из­ве­сти на каж­дого стро­гого рим­ля­нина впе­чат­ле­ние столь же оглу­ша­ю­щее, какое про­из­вело бы на нас появ­ле­ние в обще­ствен­ном месте чело­века в одном ниж­нем белье»[xviii].

«Однако, – гово­рится в сло­варе У. Смита, – при­нято было при­хо­дить в сан­да­лиях на зва­ный ужин; дело в том, что, согласно обы­чаю, когда гость ложился за стол, раб его разу­вал <…>, и сан­да­лии были гораздо удоб­нее баш­ма­ков. Поэтому фраза «тре­бо­вать сан­да­лии»… озна­чала «соби­раться ухо­дить». Боль­шин­ство гостей при­бы­вало в носил­ках, но те, кто не мог себе этого поз­во­лить, шли в баш­ма­ках и несли сан­да­лии с собой, под мыш­кой… Общим латин­ским назва­нием сан­да­лий было solea, а sandalium — это транс­ли­те­ра­ция, так нико­гда и не при­жив­ша­яся в Риме. [О кре­пи­дах см. ста­тью Crepida.] Из дру­гих раз­но­вид­но­стей наи­бо­лее известны галль­ские сан­да­лии (gallicae); они исполь­зо­ва­лись дольше всего. В эдикте Дио­кле­ти­ана пере­чис­лено несколько раз­ных видов муж­ских и жен­ских галль­ских сан­да­лий с оди­нар­ными или двой­ными подош­вами, для путе­ше­ствий или сель­ской мест­но­сти (gallicae viriles rusticanae bisoles, gallicae viriles monosoles, gallicae cursoriae, taurinae muliebres bisoles и monosoles, IX. 12), и это сви­де­тель­ствует, что они были попу­лярны и очень рас­про­стра­нены. Что каса­ется дру­гих раз­но­вид­но­стей, то патар­ские и вави­лон­ские, а также тир­рен­ские сан­да­лии не были соб­ственно рим­скими – их носили во всем элли­ни­сти­че­ском мире.

Сан­да­лии на рим­ских памят­ни­ках не имеют ника­ких суще­ствен­ных отли­чий от гре­че­ской формы»[xix].

image007 image001



Источник - http://premudrosti.in/index.php/history-of-knitting/chausses2/calceus/

Tags: древний Рим, история костюма, обувь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments