lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому (lilac2012) wrote,
lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому
lilac2012

Category:

Марафонец

Оригинал взят у ulli_u в Марафонец
Кажется, что всем известно, что такое т.н. «марафонская дистанция», её размер и происхождение названия. Но давайте уточним по античным источникам, так ли это.


Наиболее популярную и известную версию подвига первого марафонца мы читаем у Плутарха. Древнегреческий писатель (биограф, моралист, как хотите) передает нам историю из не дошедших до нас сочинений другого грека, жившего в IV в. до н.э.:

«Далее, как рассказывает Гераклид Понтийский, известие о марафонской битве принес эреадец Терсипп. Но большинство говорят, что это был Эвкл, который прибежал с оружием, разгоряченный битвой, и ворвавшись в двери к пританам, сказал им только лишь «здравствуйте, победа!» и тотчас испустил дух».
(О славе афинян. 3).

Эта версия красочна и эмоциональна, подробностей не слишком много, а кандидатов на роль вестника у Плутарха – автора I–II вв. н.э. – два.

Более поздний автор (II в. н.э.) – Лукиан из Самосаты – называет гонца совершенно другим именем и излагает историю более сухо, но близко к тексту Плутарха (и, соотв., Гераклида):

«Первым, говорят, произнес его Филиппид, в один день добежавший от Марафона с вестью о победе; обращаясь к архонтам, которые сидели, тревожимые исходом битвы, он воскликнул: «Радуйтесь, мы победили». Сказав это, с вестью на устах умер, в призыве к радости испустил дух».
(В оправдание ошибки, допущенной в приветствии. 3).

Вероятно, для человека, которого более 600 лет отделяют от Марафонского сражения, что архонты, что пританы – невелика разница; главное, что они сидели и тревожились.

Однако самый близкий по времени к Марафонской битве, состоявшейся 12 сентября 490 г. до н.э., древнегреческий историк Геродот (ок. 484 – ок. 425 гг. до н. э.) сообщает совершенно иные сведения, как о маршруте следования гонца, так и о его имени:

«Находясь еще в походе, стратеги прежде всего отправили в Спарту глашатаем афинянина Фидиппида, который был скороходом и сделал себе из этого даже ремесло. […]
Итак, посланный стратегами из Афин, этот Фидиппид (по дороге, как он говорил, ему явился Пан) на второй день прибыл в Спарту. Там он предстал перед властями и сказал вот что: «Лакедемоняне! Афиняне просят вас помочь им и не допустить порабощения варварами древнейшего города в Элладе. Ведь Эретрия уже несет ярмо рабства, и Эллада стала беднее одним знаменитым городом». Так Фидиппид исполнил данное ему поручение; лакедемоняне же решили помочь афинянам. Тотчас же они, однако, не могли этого сделать, не желая нарушить закон. Это ведь был как раз девятый день первой половины месяца, а в девятый день, говорили они, нельзя выступать в поход, если луна будет неполной
».
(История. VI. 105–106).

Как известно, спартанцы продолжали ждать полнолуния и пришли в Афины (затратив на поход два с лишним дня) в количестве 2000 человек уже после раздачи всех плюшек. Затем, снедаемый любопытством, спартанский отряд из Афин прогулялся до Марафона, осмотрел достопримечательности, воздал афинянам заслуженные хвалы и почести и удалился восвояси.

Римский автор Корнелий Непот, живший и до Плутарха, и до Лукиана (I в. до н.э.), передает версию Геродота, однако слегка переврав имя посланника.

«… гонца Фидиппа из разряда так называемых «скороходов» послали в Лакедемон с вестью, что афиняне нуждаются в скорейшей помощи…»
(О знаменитых иноземных полководцах. Мильтиад. 4).

Плиний же Старший (I в. н.э.) кратко упоминает Филиппида и его маршрут (1160 стадий от Афин до Лакедемона за два дня – VII. 20) по Геродоту.

Расстояние от территории под Марафоном, где произошло сражение, до Афин составляет ок. 35 км. К тому же точного маршрута гонца-бойца мы не знаем. Время, затраченное им, нам также неизвестно. На первых Олимпийских играх марафонская дистанция составила 40 км.

Расстояние между Афинами и Спартой сейчас – 246 км, это дистанция т.н. спартатлона. То есть, за сутки, может, чуть меньше или больше, Фидиппид пробежал 230–250 км. Несомненно, получив ответ спартиатов, он, не медля, побежал в обратном направлении. Вероятно, он участвовал в Марафонской битве и, если остался жив, практически сразу после отступления персов на судах в сторону Афин, вместе с ополчением двинулся туда же (еще 35 км).

Кстати, небольшая ремарка Геродота «был скороходом и сделал себе из этого даже ремесло» указывает на то, что не был Фидиппид простым воином и не просто так именно он отправился в Спарту.

Широкой же известности в современности удостоился никогда, возможно, не существовавший грек, «всего лишь» пробежавший по окончании сражения 35 км и упавший бездыханным после объявления победы.


P.S. Хочу добавить пару слов о еще одном древнегреческом «марафонце», положившем жизнь на алтарь общеэллинской победы.

После битвы при Платеях (9 сентября 479 г. до н.э.) греки спросили у дельфийской пифии о том, как теперь – после изгнания персов – совершать жертвоприношения. «… пифийский оракул, к которому они обратились, велел соорудить алтарь Зевсу-Освободителю, но жертв не приносить до тех пор, пока по всей стране не будет погашен огонь, оскверненный персами, и зажжен новый, чистый — от общего алтаря в Дельфах. Вожди греков тут же разошлись по окрестностям, заставляя всех, у кого горел огонь, тушить его, а платеец Эвхид, вызвавшись как можно скорее принести огонь от бога, отправился в Дельфы. Совершив очищения, окропив тело водой и увенчав себя лавровыми ветвями, он взял с жертвенника огонь и побежал обратно; еще до заката солнца он был в Платеях, покрыв за один день тысячу стадиев. Приветствовав сограждан и отдав им огонь, он тут же упал и в недолгом времени испустил дух».
(Плутарх. Аристид. 20).

Поскольку греческий стадий равен 178 метрам, то за день Эвхид пробежал туда-сюда около 180 км. Причем обратно он несся с зажженным огнем.








На фотографии: Панафинейская амфора (ок. 530-520 гг. до н.э.) высотой в 38 см. Создана в Аттике т.н. вазописцем Евфилета. Найдена на Сицилии в 1836 году. Хранится в Британском музее.

Такие чернофигурные сосуды, обычно вмещавшие около 36 литров и наполненные оливковым маслом, вручались победителю на Панафинеях. На одной стороне амфоры изображалась богиня Афина (покровительница Афин), на другой – состязание, в котором победил атлет.
Tags: вазопись, древняя Греция, история
Subscribe

  • Старая живопись

    Кристис Школа северных Нидерландов, около 1500 г. Лукас Кранах I (1472-1553 Веймар) Меланхолия Питер Брейгель II (Брюссель 1564…

  • Старые мастера

    Кристис Г. Флинк А. Ван Дейк Л. Кранах ст. Эль Греко, которого козёл Фрэнк считает напитком. Х. Тербрюгген Я. Беллини…

  • Старые мастера

    Кристис Л. Кранах ст. Вестфальская школа, ок. 1490 г. М. ди Джованни А. ван Дейк П. Пурбус У. Тёрнер

  • ИИ находит скрытые связи между картинами разных эпох

    Команда из Массачусетского технологического института участвовала в создании системы поиска изображений, чтобы найти наиболее близкие соответствия…

  • Старые мастера

    на аукционах Ю. Сустерманс и студия Й. ван Красбек Д. ван Тол Ф. Дзаганелли Студия П. П. Рубенса Л. Кранах ст.

  • Новогодний подарок - старые мастера на Кристи.

    Рафаэль. Портрет Лоренцо Медичи. А. Гриммер Приписывается Р. Гирландайо Г. Экхаут Л. Кранах ст. С Новым годом!

  • Продано на Кристи.

    Л. Кранах ст., П. Брейгель мл., М. ван Клеве, Я. ван Рейсдаль. Клеве тоже написал много реплик к картинам Брейгеля старшего. Ни одну тему,…

  • Старые мастера на Кристи.

    Й. ван Бредаль Художник из круга Я. Брейгеля ст. С. Вранкс Л. Кранах ст. Портрет М. Лютера. Лукреций и Лютеров у Кранаха ст.…

  • Старые мастера на Кристи.

    П. Пурбус Л. Кранах ст. Я. Госсарт (Мабузе) Тициан А. Ван Дейк - 2 Д. Тенирс мл. Я. ван Гойен Я. Стен

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments