lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому (lilac2012) wrote,
lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому
lilac2012

Categories:

Три беседы с художником Борисом Жутовским (2014 год)

Оригинал взят у philologist в Три беседы с художником Борисом Жутовским (2014 год)
Борис Иосифович Жутовский (род. 1932) — российский художник, иллюстратор, писатель. Выставляться начал с 1959 года. После участия в знаменитой выставке «30 лет МОСХ» в Манеже в декабре 1962 года и личного скандала с Н.С. Хрущевым для Жутовского была закрыта всякая возможность участия в выставках в СССР. С 1964—1965 годов начинается широкий показ работ в галереях и музеях по всему миру (от Гданьска до Лос-Анджелеса). С 1979 года возобновились полулегальные выставки современного искусства в Москве, на которых были и картины Жутовского. В 1969 году был принят в Союз художников СССР как художник книги. Участвовал во многих выставках книжного искусства. Автор знаменитой портретной серии выдающихся представителей СССР и России XX века «Последние люди империи», многих из которых он знал лично. В 2004 году вышла его книга-альбом портретов и воспоминаний «Последние люди империи. 101 портрет современников. 1973—2003».



В первой беседе Борис Жутовский рассказывает о том, как его дядя нашел в разрушенном Берлине книгу заклинаний, а польская бабушка во время войны прятала в подвале индейца. Дед Жутовского стал для него главным учителем. Борис Иосифович вспоминает, как отчим называл его «Чуфирадло» и подобными словами выражался в быту. Художник рассказывает о своем любви к варенью, одержимости рисунком и самодостаточности материалов, устройстве книжной иллюстрации в СССР и о тех книгах, которые появились в стране после смерти Сталина.



Во второй беседе Борис Жутовский вспоминает о своей короткой карьере артиста в театре Вахтангова, о учителях в Суриковском институте, работе книжного графика и появлении новой волны неформального искусства в СССР. Художник вспоминает о том, что в институте приобрел вкус, но ничему не научился, рассказывает о студии Белютина, который возил художников на пароходе по Волге и учил рисовать гвоздем и воском. Жутовский рассказывает о скандально известной выставке в Манеже и о том, как с Хрущевым и его окружением пикировался Эрнст Неизвестный. Художник рассказывает о своем доме рядом с дачей Сталина и отмечает отсутствие интереса у мастеров начала XX века (Тышлера, Фалька) к поколению шестидесятников.



«Страх от советской власти был всепоглощающим… жили в страхе, в неумении, и в незнании», — вспоминает Борис Жутовский 1950-е годы в третьей беседе. Он едва не был выгнан из художественной школы из-за того, что принес в класс книгу «Модильяни». Жутовский называет «откровением» журналы, издававшиеся в ГДР и Польше, которые служили ценным источником информации о западных художниках, но получить к ним доступ было непросто.



Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy

- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky


Tags: Жутовский, живопись и графика хх века, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments