lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому (lilac2012) wrote,
lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому
lilac2012

Category:

Что носили на шее мужчины 19 века.

Оригинал взят у glorf в Stock, col, подгалстучник: что же на самом деле носили на шее мужчины в ампире?
Неоднократно возникает вопрос и связанные с ним обсуждения о том, что же носили на шее мужчины в начале 19 века? Мне кажется, я наконец разобрался с деталями и особенностями, а также нашел фотографии оригинальных аксессуаров.

Для начала, несколько модных картинок (везде, где возможно, картинки кликабельны и ведут на сайт с возможностью рассмотреть поближе):
1802 год. На этой картинке виден очень высокий слой ткани вокруг шеи, также виден завязанный узлом платок. Теоретически такую конструкцию можно намотать из очень большого платка, однако до всем известной карикатуры Крукшенка, из которой мы вообще можем предположить существование платков такого размера, еще 16 лет. Кроме того, просто намотанная ткань так стоять не будет: от движений головы и просто из-за своей мягкости платок немного распустится и уползет вниз. Смотрим дальше.
1803 год. Тут вообще нет никакого узла или хвостов платка. Точно такая же форма часто встречается на портретах начала века. Конечно можно увести концы платка за спину... Но все равно остается вопрос удобства и сохранения формы.
1811 год. Четко виден некий жесткий каркас на котором завязывается бант.
1818 год. Совсем небольшой узел внизу жесткой структуры вокруг шеи.
1820 год. Платок есть, но заколот булавкой. Возможно, что им один раз обернута жесткая структура вокруг шеи.
1825 год. Высокая жесткая конструкция вокруг шеи, совсем небольшой узел внизу.
Тоже 1825 год, но тут идеально видна конструкция (возможно на шнурах или с другим вариантом уплотнения).
1829 год. Классический поздний вариант, ниже будут оригиналы.

Таким образом мы приходим к (в общем-то общеизвестному) выводу, что джентльмены на шее носили не один, а два аксессуара: жесткую конструкцию, которая не давала смяться платку и собственно платок. Причем примерно с 1825 года платок вместе с узлом начинает "прирастать" к основе. Сама жесткая конструкция известна была еще с 18 века и имела, разумеется, свое название. В Англии она называлась Stock, вот Франции Col, в русском языке я слышал термин "подгалстучник", однако термина 19 века не встречал (вероятно, пользовались французским). Далее везде я буду именовать его стоком от транслитерации с английского.

Такой важный предмет гардероба хотелось бы рассмотреть поподробнее, тем более, что уже по модным гравюрам видно, что он менял свою форму. К счастью для нас, в последнее время многие музеи выложили фотографии вещей из своих коллекций и ниже я приведу все найденные мною изображения (в основном ссылками) вместе с предполагаемой историей развития шейных аксессуаров.

1. В самом начале века на шею надевался сток, который продолжали носить еще с предыдущего столетия. Вот как он выглядит:
По сути это тонкая ткань собранная в многочисленные складочки и два концевика. Характерная особенность: петли на одном из концов. Для стока такой формы применялась специальная пряжка:
Ссылки на оригиналы в хронологическом порядке (датировки кое-где сомнительны):
1740-1760 https://ru.pinterest.com/pin/259731103483814301/
18 век http://www.christies.com/LotFinder/lot_details.aspx?intObjectID=5120790
1795-1811 https://ru.pinterest.com/pin/259731103483814298/
1800-1820 https://ru.pinterest.com/pin/437201076298559226/
19 век http://www.metmuseum.org/art/collection/search/133397
ранний 19 век http://www.metmuseum.org/art/collection/search/98177
1800-1850 http://www.metmuseum.org/art/collection/search/100016
19 век http://www.metmuseum.org/art/collection/search/122514 - единственный черный экземпляр этого типа (обратите внимание на петли слева, по ним определяется тип)

Точно сказать, до какого года такой вариант стока был в моде, нельзя, однако, судя по модным картинкам, уже к 1810 году он вышел из моды (сохраняется с парадным придворным французским костюмом до 1820-х). Тем не менее, в России, Германии и, вероятно, в США такой вариант держался еще достаточно долго за счет консервативности общества.

2. Далее появляются просто "уплотнители" - stiffener, как их называют в английской литературе. Выглядели они вот так:
В развернутом виде:
Оба экземпляра датируются 1830 годом, однако, судя по модным картинкам, уже с 1810 года именно второй тип стока становится наиболее популярным.
Ссылки на оригиналы:
http://www.metmuseum.org/art/collection/search/121911 - черный, сфотографирован вверх ногами, на него добавлен готовый бант (более поздняя мода)
http://www.metmuseum.org/art/collection/search/121912 - черный, сфотографирован вверх ногами, на него добавлен готовый бант (более поздняя мода)
http://www.metmuseum.org/art/collection/search/119140 - два очень интересных варианта, скорее всего переходные уже к следующему типу. Сфотографированы вверх ногами. Обратите внимание на шнуровку на верхнем - за счет нее достигается вогнутая форма, и на ленты на нижнем - вероятно он завязывался сзади, а не застегивался.
https://thepragmaticcostumer.wordpress.com/2016/07/20/find-of-the-month-gentlemans-black-silk-stock-collar-circa-1840-1844/ - просто потрясающее исследование купленного на распродаже (!!!) стока. Обратите внимание на детальные фотографии, на пришитые к стоку воротнички, на внутреннюю конструкцию. Он датируется 1840 годом, но как тип появился гораздо раньше. Но это США с медленным восприятием моды.

Этот период (1810-конец 1820-х) - самый яркий в истории мужской моды и шейных аксессуаров. Дело в том, что именно в это время выходят книги и пособия по искусству завязывать галстук.
1818 Neckclothitatia и отдельно гравюра к ней. С нее все началось и дальше завертелось. Судя по всему, изначально книга задумывалась как сатира на дендизм. Но получилось наоборот - ее растиражировали, перевели (на французский (титульная страница отдельно) и немецкий) и началась эпоха дендизма.
1827 L'art de mettre sa cravate de toutes les manières connues et usitées - новая книга про платки и стоки
1828 Code de Cravat - еще одна, частично плагиат
1828 The Art of Tying the Cravat - английская версия, но издание не первое, неизвестно, это перевод с французского или французская - перевод с английского
1829 L'art de mettre sa cravate de mille et une manières - переиздание французской книги 1827 года
1831 L'art de mettre sa cravate de mille et une manières - еще одно переиздание той же книги

И книги и модные картинки показывают большое разнообразие узлов в этот период. И везде указано, Что для большинства узлов необходим уплотнитель, или сток. И везде перепечатывают одну и ту же картинку:
Снизу есть и сток на китовом усе и "русский сток". Заодно видно как именно складывать платок. Ну и утюжок слева - это для того, чтобы им (не слишком горячим) можно было прямо на шее пригладить уже завязанный галстук!
http://www.corsetsandcrinolines.com/timelineitem.php?index=185041 - вот как раз примеры тех самый уплотнителей, поверх которых также мог завязываться платок.

3. Дальнейшее развитие стока шло в сторону упрощения и отбрасывания лишнего. А именно начал отмирать шейный платок. Вот так выглядит сток 1830-х:
Платок тут превращается в две ленты, которые и завязываются спереди узлом. Именно их хорошо видно на последней из модных картинок (1829 года, выше).
Ссылки на оригиналы:
http://www.metmuseum.org/art/collection/search/104728 - черный, узел развязан частично
http://www.metmuseum.org/art/collection/search/170072 - черный, узел полностью развязан, вид сзади
http://antique-gown.com/index.php/en/men-s-clothing/men-s-black-satin-stock-collar,-ca-1830.html - черный, подробный разбор выставленного на аукцион экземпляра
http://collections.museumoflondon.org.uk/online/object/91076.html - черный

4. Следующим шагом к упрощению стал вообще отказ от лент и прикалывание готового банта к стоку или же формирование заранее жесткой декоративной детали (узла, банта). Пример такого стока:
Ссылки на оригиналы:
1834 http://www.metmuseum.org/art/collection/search/168553 - белый с лаконичным узлом
1835 http://www.metmuseum.org/art/collection/search/158829 - тот, что на картинке
c1840 http://collections.musee-mccord.qc.ca/en/collection/artifacts/M20835?Lang=1&accessnumber=M20835 - черный
1830-е http://antiquedress.com/item4287.htm - белый, изрядно потрепанный
1830-е http://collections.lacma.org/node/186832 - два стока, один исключительно красивый белый (это тот-самый-сток!), а второй - единственный известный мне экземпляр цветного (не черного и не белого) стока: в клеточку с коричневыми тонами.

Бонусом идут еще две ссылки:
https://ru.pinterest.com/pin/336995984602918982/ - завязанный широкий и, вероятно, жесткий бант. Утверждается, что это уже 1830е (датировка на мой взгляд сомнительна)
http://ellie-valsin.tumblr.com/post/116056207781/mens-fashion-ca-1830-cravats - очень хороший пост с картинками про мужские шейные аксессуары. Вообще очень рекомендую этот блог по моде 1830-х годов.

Пост оказался огромным, поэтому результаты моих экспериментов по реконструкции стока будут отдельным постом.
Tags: история костюма
Subscribe

  • Аукционное

    Кристис К. Писсарро М. Утрилло Р. Дюфи А. Лебур Ч. Макколл

  • Разное

    Кристис А. Сислей К. Писсарро П. Сезанн К. Шмидт-Ротлуф П. Боннар Ф. Марк Э. Нольде

  • Музей Барберини. Потсдам

    Качество репродукций - высший сорт. Вот почему все так не делают? И картины у них замечательные. А. Сислей К. Моне К. Писсарро…

  • Небольшой перерыв,

    а потом опять Моне. Просто надо срочно упорядочить накопившееся на Кристи. П. Сезанн А. Модильяни Э. Дега П . Боннар К. Писсарро П.…

  • Аукционное

    Буй Сюан Фай А. Сеген. Боннару подражает П. Боннар К. Писсарро Ж. Сёра П. Гоген Я иногда повторяюсь, если нахожу репродукцию…

  • Импрессионизм на Кристи

    К. Моне К. Писсарро

  • Кристис

    Разное П. Сезанн Э. Вюйар К. Писсарро Э. Дега О. Ренуар А. Дерен Л. Кирхнер П. Пикассо

  • Аукционное

    Кристис О. Ренуар К. Писсарро А. Явленский Дж. Энсор

  • Кристис

    Ипрессионизм и после К. Писсарро Г. Кайботт П. Боннар Л. Кирхнер Л. Фрейд (сейчас придёт козёл и выскажется)

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments