Карикатурку лет 200 назад намалевала, все думала, куда же ее прилепить. Сюда, кажется, вполне подойдет.
Давненько мы с вами не болтали об искусстве. А давайте обсудим что-нибудь для нас нетипичное. Технику живописи, например, и историю ее трансформации. Где, когда, чем, как.
Начнем с самой-самой древности.
Вот интересно, как это произошло впервые? Что побудило первобытного человека зачерпнуть комок рыхлой ржавчины с поверхности породы и нанести ею нехитрый орнамент на стене пещеры? Без всякой «полезной» цели, просто оттого, что смутное томление и все такое. Может быть, именно это сделало человека человеком, а никакой не труд?
Охра (гидрат окиси железа с примесью глины)
Конечно, вы возразите – все эти изображения имели сакральный характер, а значит, вполне прикладной, практичный – им покланялись и призывали божеств защитить род. В палеолитических погребениях обнаруживают красную охру – ею посыпали покойников. По-видимому, краска символизировала кровь. То есть с краской человечество с большой долей вероятности поначалу имело дело не в связи с изобразительным искусством, а в связи с обрядами, в частности - с погребальными. Так все же, что было первичным – курица или яйцо? Творчество или религия? Для серьезной дискуссии темочка, конечно, но мы с вами уже договорились обсудить другое.
Раскрашенная охрой челюсть мамонта из Мезинской стоянки (Украина, Черниговская обл, 24 000 д.н.э.). Челюсть, как и некоторые другие найденные кости, отполирована, часть зубов удалена, на некоторых поверхностях имеются необычные потертости. Ученые предположили, что она использовалась, как ударный инструмент
Первые «живописные» находки можно датировать еще палеолитом – это рисунки на костях и настенные росписи в пещерах. Интересно, что живопись зародилась практически одновременно с графикой – в знаменитой французской пещере Ласко (18 000 лет д.н.э), с которой связано одно из грандиознейших палеолитических открытий, обнаружены как рисунки на стенах, так и гравюры – процарапанные изображения.
Пещера Ласко, Франция
Росписи на стенах пещеры Ласко
Гравюра (голова оленя) на стене пещеры Ласко
В пещере Шове, опять же французской, где были найдены еще более древние (а точнее, самые древние) наскальные рисунки (33-38 000 лет д.н.э), техника отличалась: поверхность стены сначала обтесывали и разравнивали, контуры процарапывали, а затем наносили краску, создавая что-то вроде светотени.
Пещера Шове (Франция)
Росписи в пещере Шове (Франция)
Я до сих пор не могу поверить, что представители древнейшей примитивной культуры могли сделать столь умелые и изящные рисунки – и вполне натуралистичные, надо сказать. Открытия во французских пещерах буквально перевернули научные взгляды на историю искусства – оказывается, никакой эволюции живописи не было! Талант – он и в палеолите талант, и не нужно для его проявления десятки тысяч лет ждать.
Чем нацарапывались рисунки на меловых стенах, сказать сложно, скорее всего, камнями более прочных пород, а вот состав красителей, которыми наносились «живописные» изображения, изучен довольно хорошо: черная краска – диоксид марганца, красная и коричневая – оксид железа трехвалентный.
Оксид железа трехвалентный
Менее искушенными в изобразительной технике были предки индейцев Патагонии, однако они проявляли недюжинную дизайнерскую смекалку. В пещере Куэва-де-лас-Манос (Аргентина) на стенах были обнаружены изображения нескольких сотен ладоней 9-13 тысячелетней давности. Древние люди использовали что-то наподобие современной аэрографии в сочетании с техникой трафарета: ладонь прижимали к стене, а затем через костяную трубочку распыляли на нее и вокруг нее краску.
В пещере Куэва-де-лас-Манос
Причем красящий состав, похоже, выдували через рот. Не исключено, что это были «автопортреты»: большинство ладоней – левые, правая рука была занята, придерживала трубочку. Основа жидкой краски не известна, а вот пигменты изучить было не сложно: красный и коричневый – уже известный нам оксид железа, черный – все тот же диоксид марганца, белый – каолин, желтый – ярозит (основной сульфат калия и железа).
Каолин - беоая глина из минерала каолинита
Ярозит
Вы видите, что издревле использовались минеральные пигменты. Эта традиция сохранялась долго. К сожалению, не во всех древних культурах сохранилось достаточное для изучения количество живописных артефактов, очень мало настенной живописи, но до нашего времени дошла керамика, иногда изыскано расписанная и украшенная.
Тут тоже доминируют минеральные краски.
Так, трипольцы (5 тысячелетие - 2650 д.н.э.) использовали охристую глину и минерал кровавик (гематит, еще один оксид железа).
Трипольская керамика
Сейчас культура неплохо изучена, "катологизированна" и поделена на периоды, но для разных периодов характерно одно - очень своеобразные орнаменты и отсутствие гончарного круга (в самом конце появился, простенький, "медленный"). Такую керамику называют "ленточной" - ленту из глины наматывают по спирали или кольцами, формирую сосуд.
Кровавик (красный гематит)
Отдельного упоминания заслуживает изысканнейшая минойская керамика камарес (Крит). Она характеризуется своеобразным орнаментом, нанесенном белой, красной и оранжевой краской на черном фоне. Опять же, все красители были минеральные: красная краска – кровавик-гематит, черная – магнитит (магнитный железняк), с определением белого пигмента долго были проблемы, в конце концов определились, что это был энстатит (тальк) или доломит.
Магнитит
Интересно, что красная и черная краска – соединения железа, наносившиеся перед обжигом. Долго было не ясно, как оба соединения сохраняли свой цвет при высокой температуре – ведь минералы должны были трансформироваться, железо-то при обжиге восстанавливается. Оказалось, что обжиг совершался в три этапа, при разных режимах.
Керамика камарес. 2 тысячелетие д.н.э
При этом добивались того, что черная краска при очень высокой температуре не успевала изменить цвет, она «остекленевала» - становилась почти эмалью. Я видела керамику камарес в музее в Ираклионе – это нечто! Как-нибудь позднее покажу в отдельном посте.
Поверхность керамики камарес под электронным микроскопом. Видно, что верхний слой, черный, "остекленел".
Кого мы там из древних забыли? Египтян, конечно, про них я уже много писала, еще раз про их живописное искусство вспомним. Вообще, все их изобразительное искусство очень яркое, впечатляющее, хоть и практически все – погребальное. Не мудрено, что изображения людей имели лишь приблизительной сходство с оригиналом – полной идентичности и не старались достигнуть. Для того, чтобы душа не перепутала, куда ей вселяться, любое изображение обязательно подписывалось! Без подписи оно просто не имело смысла. Помню, когда я показывала в детстве папе только что нарисованные каляки-маляки, утверждая, что это кошка, он, дядька очень юморной, говорил: «Ты бы ее хоть подписала!». Так и у египтян: нет подписи – нет
Представлялось, что этот парень будет вот так вот охотится в загробном мире
Надо признать, что нам, европейцам, сегодня и сами иероглифы кажутся очень живописными. Они придают некий загадочный флер египетскому искусству, очарование древности и экзотики. Красивые закорючки, птички и рыбки – и ничего не понятно; как же это чудесно и таинственно! Как и другие иероглифы, они означают не звуки, а понятия, что не сразу распознали исследователи 19 века, пытавшиеся расшифровать древние надписи. Догадался нахальный вундеркинд, французский парень Жан-Франсуа Шампальон, первым прочитавший несколько слов на знаменитом Розеттском камне.
Остраконы - рисунки на глиняных черепках. Попадаются очень изящные изображения - как эта очаровательная танцовщица
Так вот, получалось, что нередко изображения людей и богов на стенах гробниц и храмов были своего рода живописным продолжением иероглифов, ведь они были скорее символами, чем передачей реальности. Не зря в древнеегипетском языке не существует отдельного иероглифа, означающего слово «рисовать» - это занятие означают тем же иероглифом, что и «писать», поэтому его, скорее, можно толковать, как «чертить», «начертать». Именно поэтому изображения людей обычно однотипны и схематичны – они каноничны, как буквы.
Иероглифы не менее, а может, и более важны, чем сами изображения
Нередко всю настенную композицию разрабатывал именно писец (он же был начальником строительных работ), делая предварительный набросок, а уж потом художник-«воплотитель» переносил все на стену. Интересно, что первичные полупрозрачные наброски нередко доверяли делать ученикам, а уж потом мастер прорисовывал финальную версию – ученые нашли несколько незаконченных погребальных камер, в которых можно наблюдать все стадии нанесения рисунков, где это отчетливо видно. Ученики же обычно и раскрашивали изображение. Использовались минеральные краски разной степени устойчивости. Черная была на основе тертого угля, поэтому нередко вытиралась первой, на многих фресках и раскрашенных рельефах у фигур побелевшие волосы и глаза.
Росписи в храме Хатшепсут (белоглазые все, уголь стерся)
Так что художник был, скорее, ремесленником, «богомазом», нередко неграмотным, писец же был по-настоящему почитаем; нередко писцы занимали важнейшие правительственные посты.
Сложилась довольно стабильная иконография – позы, раскраска изображений, взаимоотношение фигур и т.п. Изображения фараонов и знатных вельмож должны были быть более строго каноническими и статичными (за редким исключением). Фараон изображался того же размера, что и божество, с которым он общался – ведь от был чем-то вроде «трансформатора» божественной энергии для передачи ее на землю.
Фараон должен выглядет стандартно, даже если он - девочкового полу (царица Хатшепсут на рельефе)
Фараон считался сыном Гора, сына Осириса, первого фараона на земле, так что сущность земного правителя была божественной, если даже в земной жизни он бы низкоросл, коряв и покрыт коростой, что случалось нередко в жарком климате при весьма условном соблюдении правил личной гигиены. Фараон безоговорочно почитался подданными, так как он был изъявителем воли богов, через него божества передавали дыхание жизни простым египтянам.
Канон пропорций
Изображали фараона идеалистически – вы никогда не увидите упомянутого низкорослого кривоногого типа, это всегда рослое атлетичное существо, юное и прекрасное, со стройными мускулистыми ногами – как бог, только с человеческой головой в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта. Все остальные присутствующие на фреске или рельефе обычно меньшего размера – тем меньшего, чем низшую социальную ступень занимал «портретируемый». Супруга обычно не то чтобы дышала в пуп, но уж до плеча точно не доходила, дети вообще где-то крутились ниже колен, правда в виде маленьких взрослых. Чтобы их не спутали со слугами, обычно у детей изображали «локон юности» - одну половину головы выбривали, оставляя с другой стороны лишь прядь волос. Совсем маленьких детей обычно изображали с пальчиком у рта.
Остракон с изображением мальчика, наказываемого котом и мышью.
Есть еще общеизвестные канонические принципы египетских изображений – женские фигуры были более светлыми, обычно использовали желтую или золотистую охру, мужчин рисовали красной охрой – мужик должен быть дик и прожжен на солнце, так как он много работает на воздухе, чтобы прокормить семью. Контур обязательно четкий, жирно наведенный, краски яркие, плоские контрастные, никакой светотени.
Если говорить о пигментах, то были у египтян и свои секреты. Знаменитым в свое время был египетский синий - двойной силикат меди и кальция, получаемый после прокаливания смеси кварцевого песка с медной рудой.Это было практически синтетическое соединение, изобретенное египтянами за 3000 лет до н.э. Краска была устойчива к воздействию щелочи и хорошо ложилась на штукатурку.
Египетский синий
Еще известный принцип, вы его точно знаете: одновременно профильно-фронтальное изображение человека. Картинки плоские, но мы их видим словно в двух ракурсах сразу. Художник словно старался показать сразу весь «товар лицом», одновременно в профиль и в фас. Лицо считалось более выразительным и характерным, когда его изображали в профиль. Но тогда не так хорошо видно глаза – «зеркало души».
Египетский художник не теряется в этом случае – он рисует глаза так, как они выглядят лучше – в фас! Тело должно быть целым, полноценным, чтобы умерший в загробном мире не испытывал неудобств из-за отсутствия руки или ноги, поэтому плечи должны быть развернуты в фас, чтобы видны были обе руки, ноги либо сдвинуты (но все же видны обе), либо запечатлены в процессе шага, но так, чтобы ступни не отрывались от земли – фигура должна быть максимально устойчива в пространстве.
Всё - в профиль глаза - в фас.
Перспектива отсутствует в принципе, все, что нужно для понимания смысла картины – на одной плоскости. Те, кто менее важны – поменьше, то, что считается второстепенным по сравнением с самим главным героем – чуть повыше, как-бы вдали. Иногда целыми лентами сверху или снизу от центральной сцены изображались фризы с разными сценками или рядами божеств – как деяния на православных иконах, такие себе комиксы. Таких фризов могло быть сразу несколько рядов. Так могли описывать деяния умершего, свершенные при его жизни. Выглядело это довольно схематично и вправду больше смахивало на письмена, чем на картинки.
Древний Египет. Коробочка с минеральными красителями.
Что касается техники, то можно добавить, что помимо упомянутых угля, синего египетского и охры использовали сажу, красные и желтые соединения железа и минералы на основы меди – они давали синий и зеленый цвета. Растертые пигменты смешивали с вязкой основой и хранили в форме таких комков, а перед работой разводили в воде. Для настенной живописи использовали в качестве основы птичьи яйца в смеси со смолами - как при темперной технике. Уже нанесенный рисунок покрывали слоем смолы или лака.
Малахит в качестве пигмента также использовался египнятнами, но не для живописи, а для подводки глаз.
Настенная живопись была уже более технологична - каменную поверхность смазывали слоем гипса и извести, а уже потом наносили рисунок. Правда, ждали, когда грунтовка высохнет, а уж потом рисовали, поэтому фреской это назвать нельзя (фреска - по влажной штукатурке), это у итальянцев позднее называлось "а секко" - "по сухому".
Думаю, на этом сегодня можно остановиться, продолжим в следующий раз. У нас там еще будут античные времена и средневековье.
В заключение скажу, что предметы перечисленных культур сохранились до наших дней потому, что попали в хорошие для хранения условия – европейские пещеры нередко заваливало камнями во время движения ледника в Ледниковый период, они оказывались надежно законсервированными; в Египте очень сухой климат, что препятствовало размножению гнилостных бактерий. Остается только гадать, каким было искусство в менее «сохранных» районах.
Продолжение следует.