lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому (lilac2012) wrote,
lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому
lilac2012

Categories:

Выставка «Брюкке. Рождение экспрессионизма в Дрездене и Берлине, 1905-1913 гг.»

Оригинал взят у nkriv в Выставка «Брюкке. Рождение экспрессионизма в Дрездене и Берлине, 1905-1913 гг.»
Оригинал взят у tiny_rat в Выставка «Брюкке. Рождение экспрессионизма в Дрездене и Берлине, 1905-1913 гг.»

*

"Брюкке. Рождение экспрессионизма в Дрездене и Берлине, 1905-1913 гг." в Neue Galerie (Музей немецко-австрийской живописи, Нью-Йорк).

Решила записать впечатление а заодно и интересные факты, о которых рассказывалось на выставке.

Что может произойти, когда молодые талантливые энергичные люди начинают заниматься не своим делом. 1905 год. 4 профессиональных немецких архитектора, Фритц Блейль, Эрик Хекель, Эрнст Людвиг Кирхнер и молодой Карл Шмидт Роттлуфф объединяются в художественную группу под названием «Brucke» («Мост»), символ перехода от прошлого в будущее. Они не удовлетворены старыми художественными школами, они не приемлют ни одно из художественных направлений, их не удовлетворяет ни декоративность фовистов, ни застывшее впечатление импрессионистов, ни размытость абстракции, и даже индивидуальность Ван Гога кажется смазанной из-за приглушенной палитры цвета. Основная манера рисунка – грубая, развязная, с тональностью отрицания общепринятых норм, впоследствие получит название «экспрессионизм» (1911 г.) и распространится по всему миру.

Schmidt-Rottluff, Country House in Osterholm, 1906




Ernst Ludwig Kirchner, Seated Female Nude, 1907-08



Hermann Max Pechstein, March Snow I, 1908



Ernst Ludwig Kirchner, Dodo and her brother, 1908



Hermann Max Pechstein, Double Portrait, Self portrait of the Artist with his wife, 1911



Они отвергают сами устои жизни жудожника, живя под лозунгом: «единство работы, искусства и природы». Жизнь не делится на сегменты: работа-отдых, натурщицы-подруги, город -окрестности и т.д., а является лишь чередой перетекавших друг в друга состояний, неотделимых и равно-значимых. Художники делят студию, она же служит одновременно и кровом, и местом для отдыха и приема гостей, делят краски, натурщиц, многие натурщицы одновременно подруги, и даже жены, вместе едят, спят, выезжают на природу, исповедуют нудистские принципы и выставляются на выставках. Кирхнер и Хекель также занимаются резьбой по дереву и камню, делают мебель, предметы интерьера, эскизы ковров. «Коммунные» условия проникают в самое святое художника– в картины, которые порой настолько одинаковые, что авторство не опознается. Новый стиль включает в себя всего по чуть-чуть, и даже немного африканского и полинезийского. Группа расширяется. В 1906 в нее входят Макс Пехштейн и Эмиль Нольде, который вскоре все же предпочтет индивидуальную деятельность. Многие помогают художникам только материально, а в благодарность каждый год, начиная с 1906, получают новый портфолио – своеобразный отчет о прошедшем годе, обычно 3-4 гравюры одного из художников под обложкой, оформленной другим.

Огромный успех завоевывает выставка в Richter Art Halery и уже с нее незаметно начинается «трансформация», палитра постепенно меняется на более яркую, переходы между цветами исчезают, появляются широкие темные окайсляющие полосы и неожиданные сочетания цветов.

Единственным художником, имеющим полное академическое художественное образование, является Макс Пехштейн. Он выделяется из группы более классическим подходом к композиции и форме, и получает наибольшую похвалу критиков.

Max Pechstein, Young woman with a red fan, 1910. Кто сказал, что красный-зеленый не сочетаются?



Однако основным идейным вдохновителем группы является Кирхнер.

Одной из любимых моделей является 9-ти летняя Franzi Fehrmann. "Юная Лолита" стоит на ступени перехода во взрослую женщину. По-видимому, художники видели себя на подобной ступени к более совершенному искусству.

Erich Ludwig Kirchner, Seated Girl: Franzi Fehrmann, 1910-11.



Многочисленные портреты девочки в обнаженном виде вызвали много вопросов. Нарисованные Хекелем в левом верхнем углу картины собственные ноги, создают дополнительное напряжение, ощущение, будто за девочкой кто-то наблюдает.

Erich Heckel, Girl with Doll, 1910.



В стиле работы и в отношениях накапливаются изменения, и вскоре, когда  в 1911 году студия переберется из уютного Дрездена в холодный Берлин, сплоченность коллектива начнет таять.

1910-1913 годы.

Остаточные пастельные тона уступают дорогу ярким первородным цветам: красному, желтому, зеленому, синему

Karl Schmidt-Rottluff, Corner of Park, 1910.


или, напротив, леденящей бесцветности, как здесь, в работе Кирхнера. Неуютный, почти сюрреалистичный город, хочется ли в нем жить? Вряд ли.

Ernst Ludwig Kirchner, Street at Schneberg City Park, 1912-13.


Город с неизбежной агрессивностью наполняет полотна, вливаясь даже в изображения с девственной природой.


Erich Heckel, Landscape in Dresden, 1910. Художники очень любили рисовать этот мост.


1911 год. Группа переезжает в Берлин. Формы становятся еще более абстрактными и искаженными, а контуры рванными.

Karl Schmidt-Rottluff, Houses at Night, 1912


Полотна излучают тревогу.

Ernst Ludwig Kirchner, Berlin Street Scene, 1913-14


2 хорошо одетых женщины в сценке городской жизни. Ярко красные губы выдают род занятий этих женщин – проститутки. Рядом вьются мужчины. Похоть - неотъемлемая часть жизни жизни. Одна из натурщиц, Erna, была верной подругой Кирхнера, другая –её сестра Gerda, мужчина, изображенный справа, возможно сам Кирхнер.

В 1912 году художественное объединение анонсирует проект «Хроники группы «Мост», работа над которым ведется Кирхнером, и когда, труд показывается членам группы, Кирхнер обвиняется в преувеличении собственной роли и возвеличивании себя над творчеством остальных. Пехштейн, со скандалом выходит из состава. Кирхнер не получает согласия на организацию выставки и его также просят уйти. Изгнанный, он все же выставляет свои «Хроники» на суд зрителей, после чего члены группы рассылают причастным уведомления о самороспуске. Это был 1913г. Подписи Кирхнера среди членов группы не было. Все последующие 10 лет Кихнер страдает от тяжелой депрессии и в 39 лет заканчивает свою жизнь самоубийством.

На выставке представлены 50 картин, много гравюр, плакатов, портфолио, 4 скульптуры и фотографии. Деревянные скульптуры представленные на выставке сделаны Кирхнером по мотивам деревянных африканских скульптур, и чудом выжили во время II мировой войны, поскольку большинство таких скульптур было уничтожено как уничтожалось все примитивное искусство.

В заключение хочу сказать, что выставка очень понравилась, так что, дорогие мои нью-йоркеры и гости города, хотела написать столицы, очень рекомендую вам ее посетить (выставка продлится до 29 июня 2009 г.). Здесь на сайте музея www.neuegalerie.org/main.html, вы можете посмотреть слайды и послушать mp3 об экспонатах выставки (английский). Еще рецензия со слайдами тут (английский) www.nytimes.com/2009/02/27/arts/design/27bruc.html


*На верхней фотографии- литография Кирхнера (название не помню).

P.S. Прошу прощение за качество фотографий (фотографировать было нельзя).
Tags: живопись, экспрессионизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments