lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому (lilac2012) wrote,
lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому
lilac2012

Categories:

Мозаика со сценой охоты из Монтемартини

Оригинал взят у punto_di_vista в Мозаика со сценой охоты из Монтемартини


В римской музее Монтемартини сейчас экспонируется большая напольная мозаика со сценой охоты, происходящая из раскопок рядом с церковью святой Бибиены неподалеку от древних садов Лициния на Эсквилине. Мозаика датируется началом IV в. н.э.



Композиционно большое панно делится на две части симметрично расположенными деревцами.



Посмотрите, как разнообразно трактована листва, даже в таком небольшом фрагменте используется около десятка различных цветов.


Вокруг фигурной композиции сохранились остатки бордюра в виде волн.



Правая часть мозаики сохранилась хуже всего, мы можем видеть лишь одну сцену: всадник, метнув копье, поражает вепря, а его собака молосской породы, ощерившись рычит. Сюжет абсолютно условный и ритуальный, кто же так охотится на кабана? Может быть, конечно, в несохранившихся частях мозаики пешие слуги благородного всадника уже приготовились добить зверя рогатинами, но сейчас он раздразнил животное, которое от него опасно близко. По общему духу мозаика чем-то похожа на рельеф с императором Адрианом на охоте с Арки Константина. В первую очередь задача этой композиции следовать реализму, а создать образ virtus, доблести. Охота на кабана в римской традиции подходила для этого как нельзя лучше, наряду со львиной и медвежьей охотой она относилась к благородным занятиям. Например, Светоний рассказывает, что император Тиберий, будучи уже старым и немощным, "чтобы не воз­бу­дить подо­зре­ний насчет сво­ей болез­ни, он не толь­ко появил­ся на воен­ных играх, но так­же про­бо­вал свер­ху метать копья в выпу­щен­но­го на аре­ну каба­на". Если такой условный жест давал императору очки, то что говорить о героей этой мозаики.



Кисть правой руки не сохранилась, но копье уже достигло своей цели.



Мозаика великолепна в своей живописности.





Всадник не просто одет в обычную для охотников длинную туники, но еще и носит сверху накидку.



Пространство вокруг охотников условное, среди белого фона возникают деревья или даже условный "позем", если он необходим для реалистичности поз.



Вторая половина мозаики совсем другая по духу.



Здесь никого не убивают, а лишь ловят. Пространство в свою очередь разбивается на две части, каждая из которых предполагает свою точку зрения. Напомню, что это напольная мозаика, а значит, если зритель подошел с одной стороны, то ему удобно разглядывать ловлю медведей, а если с противоположной - загон газелей в силки.



Медведей загоняют в клетку, где в качестве приманки висит кусок мяса.



Охотник уже приготовился захлопнуть крышку.



Чтобы медведи бежали в сторону клетки их травят собаками, а пространство вокруг окружили силками.



Что делает второй охотник не очень понятно, из-за утрат невозможно идентифициовать предмет у него в руках, вероятно, это некий музыкальный инструмент, использовавшийся, чтобы пугать зверей.



А третий руководит собаками. Он также в типичной охотничьей одежде: высокие сапоги, туника с длинными рукавами и накидка.



Животные выполнены блестяще и с некоторой долей декоративности.



Каждая собака индивидуальна и отличается от других (что не всегда можно сказать об охотниках).





С другой стороны мозаики газелей загоняют в тенета.



Один охотник спускает собак.





Собаки гонят свою добычу.





Очень интересные декоративные решения, за счет стилизации, неизбежной в мозаике, подчеркивается анатомия.
Ещё древнеримскую мозаику можно увидеть по соответствующей метке. Насобирала много. Со всего средиземноморья.






Одна собака обернулась, прислушиваясь к командам хозяина.


Он что-то кричит, спрятавшись за холмом.



Крупная газель в панике бежит прямо на силки.



Показано даже, как тяжело она дышит, обнажая зубы.



Все охотничьи сцены на этой мозаике происходят в дикой природе, а не являются изображением venatio, травли зверей в амфитеатре. На двух сохранившихся композициях изображена ловля зверей для представления, на третьей - охота высокопоставленного лица, возможно, императора. Исходя из этого, было высказано предположение, что заказчиком мозаик выступал некий чиновник конца III-начала IV века, который ведал поставками зверей ко двору, который хотел таким образом увековечить и прославить свою работу.


Ещё древнеримскую мозаику см. по соответствующим меткам
Tags: древний Рим, мозаика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ещё Кузмин

    Панорама с выносками Выноска третья По веселому морю летит пароход, Облака расступились, что мартовский лед, И зеленая влага поката. Кирпичом…

  • А. Лебаск

    Сотбис

  • Михаил Кузмин

    Рисунок Е. И. Кршижановского, 1931 Форель разбивает лед Первый удар Стояли холода, и шел «Тристан». В оркестре пело раненое море,…

  • Вера Зубарева

    ПЕРЕВОРОТ дневник 1 В этой глуши даже луна с закрытыми всходит глазами. Каждый предмет кажется собственной тенью. Стол с сорняками бумаг – что…

  • Анри Мартен

    Сотбис

  • Напоминалка

    Этот пост был опубликован 8 лет назад! Этот пост был опубликован 3 года назад! Этот пост был опубликован 1 год назад!

  • К. Венар

    Сотбис

  • В этот день

    Этот пост был опубликован 5 лет назад! Этот пост был опубликован 1 год назад!

  • М. Мофра

    Сотбис

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment