lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому (lilac2012) wrote,
lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому
lilac2012

Categories:

Отвернувшаяся святая

Оригинал взят у punto_di_vista в Отвернувшаяся святая
Святая Лучия

Одна из моих самых любимых картин - "Святая Лучия" Франческо Фурини. Выставленная на мольберте темноте музейного зала она напоминает убывающую луну, а вовсе не фигуру. Картину можно увидеть в собрании Палаццо Спада. Музей этот больше похож на барахолку: в анфиладе темных парадных залов вперемешку выставлены фальшивые римские скульптуры, живопись 17 века, золоченая мебель, китайские вазы и прочий хлам. В общем, все, что кардинал Бернардино Спадо и его последователи успели насобирать.

Интерьер палаццо Спада

Конечно, тут есть неплохие вещи (тот же Рубенс), но обычно все идут туда только посмотреть на перспективную галерею Борромини:
Галерея Борромини

Но вернемся к Фурини.

Автопортрет

Франческо Фурини был одним из крупнейших художников Флоренции XVII века, очередное "типичное" местное дарование, помимо занятий живописью он писал стихи и превосходно рисовал.

Женщина, опершаяся на правую руку

Женщина в венке

За свою жизнь Фурини написал много, и как любой коммерчески успешный художник грешил самоповторами: что-то получалось лучше, что-то хуже, где-то один в один, а где-то новая вариация сюжета. Но сейчас я хочу показать повторение в его творчестве живописного мотива, ведь именно стилистические особенности позволяют определять авторство вещей. В случае "Святой Лучии" это изгиб шеи, переходящий в плечо, который повторяется в его композициях.
Вера

Изящные женские аллегорические головки или фигуры в рост постоянно появляются на его картинах. Популярный и, между прочим, хорошо продающийся сюжет.

Лоренцо Великолепный среди поэтов и философов Платоновской академии. Фрагмент

А вот жена Лота стоит так же отвернувшись:
Жена Лота

Причина этих повторов довольно проста: у каждого художника есть наработанный материал, альбомы наборосков, мотивы, на которых он набил руку. Очевидно, что они активно используются. И раз за разом появляются женские образы со сползшей с плеча полукругом драпировкой и изгибом белой шеи.

Юдифь

Существует даже рисунок Фурини, который связывают со "Святой Лучией"
Женщина со спины

Как можно заметить, во всех этих работах Фурини следует традиционной композиции - полуфигура святой с атрибутами в руках. Принципиальное отличие святой Лучии в одном. Она отвернулась. Мы видим плечо, жемчужные серьги, прическу, поблескивает чаша, с выложенными на ней глазными яблоками (атрибутом святой), но лица нет. Она даже слегка наклонила голову, чтобы мы ненароком не разглядели кончик носа. Фурини еще будет использовать этот прием в других своих работах, например, здесь отвернулась одна из дочерей Лота
Лот с дочерьми

Но одно дело - герой со спины в многофигурной композиции, а совсем другое - одинокая отвернувшаяся фигура. Можно указать лишь на одно подобное композиционное решение - "Мученичество святой Цецилии", скульптуру современника Фурини Стефано Мадерна:

St Cecilia's Martyrdom

Потом этих отвернувшихся женщин не раз будет повторят Дали и другие сюрреалисты.

Salvador Dalì: Ragazza di spalle

Если для сюрреалистов подобные мотивы с отсутствием лица были разговор об индивидуальности и объективации, то у Фурини святая, отвернувшись, создает свое собственное закрытое пространство, где в ее мир не вторгнется назойливый зритель. И не будем забывать, что это не в полной мере картина, а религиозное произведение, а значит, посмотрев туда же, куда и Лучия, зритель может узреть Бога (которого святая по идее должна созерцать). И, разумеется, художнику было просто интересно попробовать такой оригинальный композиционный ход.
А еще исследователи разглядели у нее в волосах заколку в виде орла и строят предположения о Лучии на этой картине как аллегории зрения. Но это отдельная история.
Tags: Фурини, живопись
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments