lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому (lilac2012) wrote,
lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому
lilac2012

Category:

Верпа

Чтобы не пропало,
оригинал взят у homo_variable в Верпа
Скачала недавно книгу со стихами Алексей Хвостенко (1940-2004) "Верпа", это действительно очень мощный, ни на кого не похожий поэт. Стихи его не слишком популярны, в немногочисленных отзывах на эту книгу его называют "недооцененным поэтом", притом, что как автор и исполнитель песен он достаточно известен. Напавление, в котором он работал, кто-то называет авнгардизмом,  кто-то архаизмом. В некоторых вещах он наследует обэриутам, сам Хвостенко подчеркивал влияние на свою поэзию Хлебникова. Книга "Верпа", изданная в 2005 г., (изд-во KOLONNA Publications Митин Журнал, составитель Анри Волохонский) наиболее полное собрание его стихов. Поскольку сама скачивала книгу с некоторыми приключениями, дам прямую ссылку на скачивание(формат djvu): https://yadi.sk/i/5oNr9Xqsn4XkW.
Читается сложно, но если поймать волну, услышать внутренний ритм стиха, то понимаешь, что все это очень здорово. Ниже для примера несколько стихотворений и ссылок на другие материалы, касающиеся Хвостенко.

Стихи в "Верпе" собраны и из ранее изданных сборников, и из архивов, так что стилистически разные части сильно отличаются. В каждой части тексты дополняют и поддерживают друг друга, изолировано они воспринимаются хуже.
Текст под названием "Опус никакой" (стр. 75-76):

посередине нашего мира находилось отверстие, честные граждане всего нашего мира заглядывали в него и видели, что отверстие ничем не заканчивается.
оно продолжалось и длилось.
из него выходил пар и в него стекала вода изо всех имеющихся  внашем мире рек и ручьев.
наш мир воистину был устроен мудро и прекрасно.
каждый, кто хоть намного задерживался здесь, находил, что так оно и есть.
а если кто и оспаривал это, то сам знал, что зря.
мир продолжал оставаться и середина его всегда была полой.
никто не пытался изменить этого, и каждый проделывал около себя еще одну дырку (все равно в чем будь то дерево, крыша или пол).
эти дырки пели и высвистовали презанятнейшие мотивы, развлекая своих владельцев или огорчая их (в зависимости от того, куда подует ветер).
все были довольны.
на этом летопись нашего прекрасного мира можно было бы и закончить.
но мы возобновим ее и отремонтируем.
и снова насверлим дырок.
а самую большую дыру или отверстие насверлит Господь Бог.
дьявол тоже соорудит несколько дырок, но никто не узнает которая из них истинна и на самом деле.
подумают, подумают и махнут рукой.
дескать это от дьявола.
так оно и есть.
все же дьявольское противно.
и чтобы не засорять башку свою дьявольщиной, один просверлит дырку у себя в голове, а другой, увлеченный его благоразумным примером, рассудит таким же образом в отношении всех голов себе подобных.
тут в нашем новом прекрасном мире, которого история не закончится еще много и много лет, наступит всеобщее процветание и благоденствие.
и мы поймем, что суть всех поступков наших  музыка.



Из цикла "Рождество в Масхалате" (стр. 206).

да я
привык ко мне
я собственно не
шел
не видя
со
что вышины уже
последствия чужа
и трогательно шел
со мне
не глядя на
и жа
не глядя
на вершины
что в вышине
шу и
блуждали мне
я ло
бежи
и жда чего
кадань немного шелеста убога
и ро его в устах вершины де
стена
и вещества закваска
но ена пыль
столь въедлива
что не
не ото
ед последнее железо


Мне кажется, что  это стихотворение( как и многие еще в этом сборнике) написаны с использованием какаго-то праязыка. При этом слова, части слов, хотя и расположены в странном порядке, создают удивительно точную, объемную картину, смысл понимается подсознанием. Далее приведу стихотворение (стр. 266), хоть и с понятными словами, но тем не менее загадочное. О чем оно? По всему получается, что о гласных О, А, И. Хотя и о наступлении осени тоже.

Собирается ветер, он рухнет, обрушится сразу
о круженье, о вихрь, о вопль невидимый глазу
это долгое О, этот вой под лавиною света
эта бездна плывущая в зеркало ровного лета

опускается ночь, упадет, оборвется круженье
темным водам луна возвращает свое отраженье
и внезапное А перекатится лавой стенанья
над застывшей волной опрокинутым эхом молчанья

начинается осень стремительным сердца распадом
травы стонут от ужаса, с небом соседствуя рядом
только длинное И и услышит, как падают листья
и смолистым вином наливаются алые кисти


Все приведенные выше тексты прогуглить не удалось, печатала с книги. Есть в "Верпе" стихотворения и более известные, опубликованные и в других изданиях. Большая подборка стихов, позже вошедших в "Верпу", есть в "Антологии новейшей русской поэзии у Голубой Лагуны", том 2а. В 2005 г,, уже после смерти, появилось несколько публикаций в НЛО и "Детях Ра", в частности, были опубликованы отрывки из незаконченного автобиографического романа "Максим" реалистическое, написанное обычным языком повествование, передающее обаяние автора.

Биография Алексея Хвостенко, думаю, всем в общих чертах известна. Если очень коротко  - детство и юность провел в Ленинграде, отец Лев Хвостенко был переводчиком, умер, когда Алексею исполнилось 19, началась богемная жизнь и свобода. Несколько мешал этому принятый тогда закон о тунеядстве: "Трижды меня по этому закону пытались судить и дважды отправляли в психушку. Один раз, как ни странно, присудили к поступлению в университет на филологический факультет только потому, что я доказывал на суде, что я поэт". В 1968 г. переезжает в Москву, а в 1977 г. эмигрирует. В эмиграции жил в основном в Париже, хотя работал и выступал и концетами также в США  и в Великобритании. В 1994-1995 гг. несколько раз приезжает в Россию, выступает с концертами и записывает альбомы. Однако в конце 90-х его перестали пускать в страну  у него был паспорт беженца,с которым визу не давали. После долгих мытарств в 2004 г., уже будучи тяжело больным, Хвостенко получил Российское гражданство, умер в Москве.

Подробнее об истории жизни Алексея Хвостенко можно узнать из документальных фильмов: "Хвост эпохи Ленинградские истории", снятом для 5 канала и "Иногда на забывайте", снятом по заказу Министерства культуры. Первый фильм, безусловно, лучше. В нем больше рассказывается о Ленинградской юности Хвостенко, и сделан он с большим вкусом. Во втором фильме в основном рассказывается о парижском периоде жизни Хвостенко.

В обоих фильмах использованы фрагменты домашнего концерта 1995 г., в котором Хвостенко помагают музыканты из "Аукцыона", можно этот концерт и отдельно посмотреть. Хвостенко там не только поет, но и стихи читает, я начала в сети разыскивать его стихи, после того, как зацепилась за стихотворение "Дерево в саду", на этом видео с 6 мин.
1

Непрочная постройка взгляда,
как сочетанье слов далеких по значенью,
одетое листвой и мыслью сада
стояло дерево, теченью,
щелканья и свиста предоставив
обширную усадьбу зелени.
Октавы
голосящих перьев
подчиняли веко
рисунку пенья.


2


Архитектура щебета на взгляд
казалась башней медленного роста
травы, где говорящий сад
для дерева был сценой,
и артисту
рукоплескал хор птичьих голосов
что было мыслью
диковинной,
и сочетанье слов
летящей речи,
предсказывалось пением наречий
невидимых пичуг.


3

Пространства свист объединенных взглядом
в скелет растения, где кроны силуэт
был собран в дерево усильем сада,
в хранилище рассыпанных примет
усадьбы,
то свадьбу
яблока глазного
празднуя с листом,
то слово
скрипом поворачивая к трели,
чтоб дерево легло мостом
от взгляда мысли
до зрачка свирели.


В "Верпе" "Дереву в саду" предшествует текст "Дурное дерево", (по ссылке текст с опечатками, в книге на 240 стр.), так что вместе эти "Деревья" создают напряжение, противопоставляя смерть и жизнь или еще что-либо, можно много чего придумать.

И еще ссылка официальный сайт Хвоста . Не знаю, кто этим сайтом занимается, но он очень бедный, есть только несколько аудиозаписей и тексты песен, причем найти то, что нужно, всегда непросто. Одна из страниц хороша тем, что, что там в конце приводятся комментарии об авторстве текста и мелодии.

Tags: Хвостенко, музыка, полезные ссылки, стихи
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments