lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому (lilac2012) wrote,
lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому
lilac2012

Category:

ПАЛОМНИЧЕСТВО В ЭММАУС

Оригинал взят у m_yer_show в ПАЛОМНИЧЕСТВО В ЭММАУС
В поселке Эммаус на трассе Москва – Санкт-Петербург в мемориальном музее Владимира Серова открыта выставка, заполняющая еще одну лакуну в истории отечественного модернизма. Впервые показано около двадцати полотен студента Одесского художественного училища и Императорской Академии Художеств, одного из основателей «Союза молодежи», с 1910 по 1913 год неизменно участвовавшего в «союзовских» акциях вместе с Гончаровой, Ларионовым, Малевичем, Петровым-Водкиным, Филоновым, Бурлюком и прочими деятелями российского авангарда, преподавателя основ живописи и рисунка в Весьегонском уезде, художника по костюмам на «Ленфильме» и декоратора в парижских киностудиях, жертвы нацистских концлагерей Савелия Шлейфера (1881 – 1943).


72_Sh S senokosa

С.Я. Шлейфер "С сенокоса" (?). Холст, масло. Тверская картинная галерея.


72_Sh S senokosa det-1

С.Я. Шлейфер "С сенокоса". Деталь.


72_Sh S senokosa det-2

С.Я. Шлейфер "С сенокоса". Деталь.


72_Sh S senokosa det-3

С.Я. Шлейфер "С сенокоса". Деталь.


Все работы попали в Тверскую картинную галерею, чьим филиалом является музей, согласно последней воле автора, завещавшего передать их на родину и рассчитывавшего на содействие любимого ученика – того же Владимира Серова. Попали еще в советский период, но по понятным причинам хранились в запасниках. Музейщики собрали материалы к биографии Шлейфера, уточнили отдельные даты и атрибуции, начали реставрацию произведений. Коллекции только предстоит войти в научный и зрительский оборот, она еще не рассматривалась в контексте современных знаний об авангарде и представляет особый интерес для исследователей. Насколько оригинален Шлейфер, чем были обусловлены и куда вели его поиски, какими визуальными, смысловыми, интонационными особенностям отмечено его наследие – эти вопросы ждут ответа.

Как и большинство представителей авангарда, он прошел через всеядность, череду подражаний. В этом смысле, небольшая экспозиция приобретает черты пособия по истории живописи. При желании в ней можно найти цитаты из Богданова-Бельского, Кустодиева и учеников Венецианова, сферическую перспективу Петрова-Водкина, конфликтное переосмысление графической изысканности символистов, положенные на крепкую реалистическую основу элементы кубизма и лучизма, бесконечное преклонение перед Сезанном и многое другое.


72_Sh Krestianin v sinem kon 1920-h

С.Я. Шлейфер "Портрет мужика в синей рубахе" (конец 1920-х). Холст, масло. Тверская картинная галерея.


72_Sh Krestianin v sinem kon 1920-h det

С.Я. Шлейфер "Портрет мужика в синей рубахе". Деталь.


Точно так же биография Шлейфера на пути к трагическому финалу концентрирует в себе все те вехи и повороты, через которые пришлось пройти его более знаменитым собратьям по ремеслу. Незавершенное образование, гудящие, как улей, артистические группировки, участие в Первой мировой, Париж начала XX века, где он, кажется, не без успеха выставлялся в «Салоне независимых», возвращение в революционную Россию, бегство в провинцию, чтобы прокормиться, педагогика, профессорство, эмиграция.

Сильной стороной Шлейфера, безусловно, является способность в рамках одного полотна достигать содержательного синтеза разных направлений и стилей. Опыт оформителя привил ему некую лапидарность языка и высказывания. Его холсты считываются сразу, с одного взгляда. Но в них спрятаны детали, которые, как в театральной декорации, при смене ракурса и акцентов мгновенно уводят далеко от первоначального впечатления. Он сохраняет приверженность академической школе – изобразительную культуру и профессионализм, которые, с одной стороны, обеспечивают каждой его вещи завершенность и целесообразность, но, с другой, лишают возможности вырваться в пространство радикального эксперимента.


72_Sh Floksy

С.Я. Шлейфер "Флоксы" (?). Коленкор, масло. Тверская картинная галерея.


За выполненными на коленкоре жестковатыми и от того не слишком интересными «Флоксами» угадывается один из самых талантливых у Шлейфера, достойный Жуковского прозрачный и лиричный пейзажный фон. Все живое в этой работе словно бы сконцентрировано не в букете, а в перекликающейся с фоном осязаемо, но без излишнего реализма написанной глазурованной вазе, подле которой на скатерти едва различимы опавшие лепестки.


72_Sh Floksy det

С.Я. Шлейфер "Флоксы". Деталь.


Самое яркое на выставке – различные по манере портреты крестьян и детей, относящиеся, по всей видимости, к весьегонскому периоду. Жалостно и жалко глядящему на зрителей мужику, скорее всего, предстоит стать опознавательным знаком Шлейфера и, при некоторой нехарактерности, – главным его детищем. Несколько «второй свежести» кубизм здесь является составной частью успешного синтеза, казалось бы, несовместимых приемов и стилей. Вещь отмечена смелой, выразительной, какого-то «порнографического» свойства пластикой и пугающей глубиной психологического постижения.

Безусловным авторитетом и образцом Савелий Шлейфер считал Сезанна. Однако сравнение с гением французского постимпрессионизма выявляет, как раз, его не самые сильные стороны. Воплощаемому им миру не суждено обрести непреложное драматическое равновесие, живописи – сезанновскую маэстрию, а колориту – ненарочитость и утонченность сопоставлений. Его вещи не назовешь изысканными, вне зависимости от того, так это или нет на самом деле. Ставя перед собой иные задачи и осознавая свои слабости, авангард, почти по Фрейду, изысканности чуждался – ровно настолько, насколько бессознательно стремился к ней. Тем не менее, ранняя 1920 года «Крестьянская девушка» этим качеством обладает, и поэтому, в первую очередь, заслуживает нашего внимания.


72_Sh Krestianskaya devushka 1920

С.Я. Шлейфер «Крестьянская девушка» (1920). Холст, масло. Тверская картинная галерея.


72_Sh Krestianskaya devushka 1920 det

С.Я. Шлейфер «Крестьянская девушка». Деталь.


Насколько мне кажется, в основе этого полотна заключена символистская идея «Портрета Дориана Грея» - произведения, нравственно превосходящего натуру, сообщающего о ней нечто такое, чего сама она увидеть в себе не в силах. Как и в некоторых других лучших своих работах, Шлейфер добивается уникального и никоим образом не бросающегося в глаза синтеза различных направлений и стилей. Элементы примитива, лубка, сферической перспективы, академической живописи, символистского и даже отчасти экспрессионистского отношения к колориту и линиям он «упаковывает» в рамки почти традиционного лирического деревенского портрета. В результате возникает вещь потрясающего масштаба, в которой можно увидеть и трагизм первых послереволюционных лет, и типично сельскую конфликтную подчиненность судьбе, и грядущую угрозу городу, и многие иные интонации и смыслы.

Наиболее цельным, позволяющим говорить о внутреннем развитии и нюансах, представляется раздел, посвященный пейзажу. В «Сенокосе», «Сельской ярмарке», «Деревенском полдне» ощутимы родовые черты южнорусской школы: тяга к повествовательности, жанровые виньетки, музыкальные ритмы, обращение к теме «миража земли обетованной» и особый интерес к примитиву как к контрапунктному изобразительному средству, вносящему элемент остраннения. А по краям подчеркнуто наивных и вроде бы бравурных деревенских видов обнаруживаются тонкие пейзажные фрагменты вполне в духе Союза русских художников.


72_Sh Selskiy rynok zimoy 1920-e det

С.Я. Шлейфер "Сельский рынок зимой" (1920-е). Холст, масло. Деталь. Тверская картинная галерея.


72_Sh Zhenschina v shube 1928 det-2

С.Я. Шлейфер "Портрет женщины в шубе" (1928). Холст, масло. Деталь. Тверская картинная галерея.


Лубок, равно как и избыточно пестрый, радужный колорит воплощает не идиллию, а, скорее, ее невозможность. Впрочем, в «Сенокосе» 1927 года, работая в том же стиле, Шлейфер чуть меняет регистр и создает замечательное полотно, исполненное подлинной тишины и словно бы окутанное полупрозрачным утренним воздухом. Трагический и обыденный мираж, мерцающий в испарениях лагерных печей, - предсмертный «Пейзаж с фабрикой» (1942), написанный на брезенте красками, которые обреченному на уничтожение художнику выдавали нацисты.


72_Sh Senokos 1927

С.Я. Шлейфер "Сенокос" (1927). Холст, масло. Тверская картинная галерея.


72_Sh Peyzaj s fabrikoy

С.Я. Шлейфер "Пейзаж с фабрикой" (1942). Брезент, масло. Тверская картинная галерея.


Савелий Шлейфер не принадлежит к титанам модернизма, которые перегораживали течение и, засучив рукава, сворачивали волны в тугие холсты, чтобы устремить их в небесные своды. Скорее, он из модернистов второго ряда, что на обломках плотов после очередной устроенной титанами катастрофы продолжали плыть по реке времени. Оглядываясь на берег, он видел там почти игрушечные, почти забавные погруженные в повседневные хлопоты маленькие фигурки. На крупном плане они оказывались какими-то непостижимо чужими людьми с огромными, но холодными, полными упрека и тревожной угрозы глазами.

Искусство живет и воскресает, и нет смысла предаваться отчаянию и бежать в Эммаус. Но, чтобы это постичь, необходимо оказаться в Эммаусе. И раз уж вы оказались в Эммаусе, то, встретясь с ним, узнайте его.


72_Sh


М.Е.

Благодарю за содействие заведующую мемориально-художественным музеем Серова Наталью Диченскую.

Tags: Шлейфер, живопись хх века
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • В этот день

    Этот пост был опубликован 8 лет назад! Этот пост был опубликован 3 года назад! Этот пост был опубликован 1 год назад!

  • Люсьен Фрейд

    Сотбис

  • В этот день

    Этот пост был опубликован 8 лет назад! Этот пост был опубликован 5 лет назад!

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments