lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому (lilac2012) wrote,
lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому
lilac2012

Categories:

О Вермеере, подлинном и фальшивом

Оригинал взят у tito0107 в О Вермеере, подлинном и фальшивом
Хотя я довольно редко покупаю в последнее время книги (раз в месяц, не чаще), не удержался и приобрел книгу про Вермеера, автор Маурисия Тазартес, М., "Омега", 2011. Привлекло то, что довольно подробно описывается бытование и атрибуция всех картин Вермеера, в том числе рядя сомнительных, на русском языке я такого не видел.
Не буду здесь подробно останавливаться на феномене Яна Вермеера и выдвигать свои версии, почему такого выдающегося живописца почти не замечали на протяжении двух веков, отмечу лишь, что символично то, что он был признан уже после изобретения фотографии, ибо от Вермеера до Дагера - один шаг. Шаг, на который у человечества ушло 200 лет без малого, ибо техника еще не была готова.
И уж конечно, я отметаю предположения слишком скептично настроенных моих товарищей (которые наверняка услышу), что Вермеер был целиком сфальсифицирован не ранее середины 19 века. Все же бытование многих его работ в 18 и 19 вв. прослеживается достаточно подробно, хотя порой приписывались они в то время другим мастерам.
Впрочем, фальшивых "Вермееров" хватало и задолго до Меегерена, о двух из них здесь речь.
Это две похожие картины: "Девушка в красной шляпе" и "Девушка с флейтой"

Johannes_Vermeer_-_Girl_with_a_flute_(c_1665-1670).jpg
"Девушка с флейтой". М. Тазартес пишет, что картина единодушно отнесена исследователями к подделкам 19 в., а в Википедии она считается работой ученика или последователя Вермеера. Для самого мастера из Дельфта картина явно слаба, чего стоит одна правая рука. В 19 веке находилась в собственности семьи ван Сон из Брабанта, в 1923 г. была приобретена Дж. Уайденером. О более раннем ее бытовании ничего неизвестно.


Vermeer_-_Girl_with_a_Red_Hat.JPG
"Девушка в красной шляпе". Модель явно та же, что и на предыдущей картине, но уровень исполнения значительно выше (хотя рука все равно коротковата). По миниатюрным размерам и технике (дерево, масло) эти картины близки к "Кружевнице", авторство которой вроде не оспаривается, но отличаются от нее стилистически.Но на стилистике останавливаться не хочется, в конце концов и фальшаки Меегерена приписывались Вермееру на основании стилистических признаков. "Девушка в красной шляпе" написана поверх мужского портрета в "манере Рембранда", содержащего красочные пигменты начала 19 в. На мой взгляд, одно это закрывает вопрос о подлинности, до появления новых данных, во всяком случае. Известный искусствовед Даниэль Арасс считал ее гениальной подделкой начала 19 в., созданной в парижской мастерской, специальзировавшейся на подделках малых голландцев. Впервые картина упомянута в 1822 г., когда была продана за 200 франков под именем "Вермер ван Делфт". И это единственное, что немного смущает: зачем потребовалось приписывать ее художнику в начале 19 века мало известному? Впрочем, изобретательность фальсификаторов недооценивать не стоит.
И, кстати, Википедия числит картину среди подлинных произведений художника.
Tags: Вермеер, живопись
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дж. Стелла

    Сотбис

  • Разное

    Сотбис Э. Уайет Ф. К. Фриске М. Прендергаст

  • Дмитрий Быков

    ПРЕЖДЕВРЕМЕННАЯ АВТОЭПИТАФИЯ (Из цикла «Времена года» - «Весна») Весенний первый дождь. Вечерний сладкий час, Когда еще…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

Recent Posts from This Journal

  • Дж. Стелла

    Сотбис

  • Разное

    Сотбис Э. Уайет Ф. К. Фриске М. Прендергаст

  • Дмитрий Быков

    ПРЕЖДЕВРЕМЕННАЯ АВТОЭПИТАФИЯ (Из цикла «Времена года» - «Весна») Весенний первый дождь. Вечерний сладкий час, Когда еще…