lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому (lilac2012) wrote,
lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому
lilac2012

Categories:

Быт Помпеи

В древней Италии основным материалом, из которого изготавливалась одежда, была шерсть. Тонкая шерсть разводимых там овец могла поспорить с лучшими сортами греческой шерсти, которая славилась в древности по всему миру. Помпеи, разрушенные в результате извержения Везувия в I в. н.э., издавна были центром переработки шерсти на юге Италии, в регионе Кампания. В Помпеях шерстоткацкое производство практически полностью было сосредоточено в специальных мастерских, расположенных в различных уголках города. Более чем в сорока текстильных мастерских трудились мастера различных специальностей: ланифрикарии (lanifricarius) мыли и чистили шерсть, инфекторы (infectores) ее красили, оффекторы (offectores) подновляли краски на полинявшей одежде, фуллоны (fullones) валяли сукно – шерстяную валяную ворсистую ткань, а коактилиарии (coactiliarius) изготавливали войлок. Однако первоначально валяние войлока было одной из функций фуллонов. Так во время многочисленных раскопок в Помпеях были найдены мастерские фуллонов (сукновальни). Уцелело некоторое оборудование, сохранились надписи и фрески, рассказывающие о процессе изготовления сукна.

Сукновальня в древности была одновременно и прачечной. Чтобы смыть с шерсти грязь, ее замачивали в чане с теплой водой, в которую добавляли вещества, помогающие удалить жир, оставшийся в шерсти. Фуллоны клали в свои чаны соду, но еще чаще пользовались мочой, образующей в соединении с жиром мыло, хорошо отмывающее вообще всякую грязь. Чаны стояли в небольших загородках и сукновалы, влезая в эти чаны, опирались руками о перегородки и начинали топтать содержимое, равномерно подпрыгивая. Эти движения получили название «танец фуллонов» (saltus fullonicus).

Танец фуллонов
1047.jpg

Затем все это усиленно полоскалось в больших ваннах с чистой водой с многократной сменой воды. После материю раскладывали на больших столах и начинали бить вальками, что способствовало как сваливанию, так и удалению грязи, далее развешивали для просушки на веревках или жердях.

1048.jpg

После высыхания приступали к ворсованию, сукно надирали вручную шкуркой ежа или специальными ворсильными щетками из репейника.
Фреска из мастерской фуллонов в Помпеях. Национальный археологический музей (Неаполь)

1049.jpg
На фреске работник слева занимается ворсованием подвешенной на жердь ткани, которую он надирает шкуркой ежа. Мимо проходит другой с легкой плетеной клеткой на плечах и котелком с серой. На клетку натягивали материю, вымытую и наворсованную, а пары от заженной серы отбеливали ткань. Сова - птица богини Минервы. Римские фуллоны поклонялись Минерве, италийской богине мудрости, покровительнице ремесел и искусств. И главное празднество в ее честь Квинкватрии, проходящее с 19 по 23 марта, было праздником ремесленников.
Tags: Помпеи, живопись древнего Рима, история, фреска
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments